ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Земляные работы следует выполнять только по утвержденному проекту производства работ. При наличии в районе земляных ра-
бот подземных коммуникаций любые раскопки можно вести только в присутствии представителя организации, эксплуатирующей эти линии. Выемки необходимо разрабатывать с откосами, предусмот­ренными СНиП. Бровки выемок должны быть свободны от стати­ческого и динамического нагружения. При разработке выемок с вертикальными стенками крепления следует устанавливать сразу после того, как достигнута допустимая для данного вида грун­та глубина проходки с вертикальными незакрепленными стенками. При засыпке таких выемок снимать крепления следует снизу вверх. Образующиеся при разработке котлована козырьки грунта следует обрушать, приняв при этом все меры предосторожности и удалив предварительно рабочих из забоя.
Движущиеся по отсыпанной насыпи транспортные и землеройные машины не должны приближаться к бровке ближе чем на 0,5 м. При работе в ночное время рабочие места должны быть освещены, а землеройные, транспортные и землеройно-транспортные машины должны иметь индивидуальное освещение.

Читать далее «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ»

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Значительная часть территории Советского Союза расположе­на в зонах с продолжительной и суровой зимой. Однако строи­тельство здесь ведется круглый год, в связи с чем примерно 15… 18% общего объема земляных работ приходится выполнять при мерзлом состоянии грунта.
При замерзании грунта механическая прочность его значи­тельно возрастает и затраты машинного времени на его разра­ботку увеличиваются в несколько раз, что приводит к удорожа­нию работ. В то же время временные выемки в мерзлом грунте можно разрабатывать без откосов; даже при наличии водонасы-щенных слабых грунтов нет необходимости в устройстве шпун­товых ограждений и водоотливе. Таким образом, общее удорожание земляных работ, выполняемых в мерзлых грунтах, может быть не таким уж значительным.
Вопрос, при каком состоянии грунта — талом или мерзлом — следует разрабатывать данную выемку, решается в каждом от­дельном случае с учетом всех конкретных местных условий, а именно климатических, мерзлотно-грунтовых и гидрогеологичес­ких, вида производимых земляных работ, увязки по срокам с другими строительными работами и др. Разрабатываемый мерз­лый грунт состоит из отдельных комьев, образует много пустот и плохо поддается уплотнению. Поэтому применять его для уст­ройства насыпей, как правило, не рекомендуется. Иногда грунт укладывают во временные отвалы, расположенные вблизи от проектируемой насыпи. В этих отвалах грунт оттаивает, после чего его укладывают в насыпь, что также повышает трудоемкость и сто­имость работы по возведению такого сооружения.

Читать далее «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ»

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ГРУНТА

Гидромеханический способ разработки грунта включает сле­дующие операции: размыв грунта под давлением и перевод его в полужидкую массу, называемую пульпой; перемещение и укладку (намыв) пульпы в сооружение или отвал. После достав­ки пульпы к месту образования насыпи вода из нее отфильт­ровывается, а грунт осаждается. Этот способ разработки при­меняют при устройстве каналов, плотин, дорожных насыпей и выемок, вскрышных работах на карьерах. Стоимость разработ­ки, перемещения и укладки грунта в этом случае более низкая, чем при разработках механизированным способом. При исполь­зовании этого способа необходимо прокладывать трубопроводы, устраивать эстакады и другие сооружения. Поэтому гидромеханизированный способ разработки грунтов наиболее эффективен при больших сосредоточенных объемах земляных работ.
 

Читать далее «ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ГРУНТА»

ЗАКРЫТЫЕ СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ ГРУНТА

В обычных условиях для прокладки трубопроводов отрывают траншею, по дну которой укладывают трубу, после чего траншею засыпают. Иногда такая технология оказывается неприемлемой, например при пересечении трассой трубопровода транспортной магистрали с интенсивным движением, которое невозможно пре­рвать даже на относительно короткий срок. В этих случаях приходится прибегать к бестраншейным, так называемым закры­тым методам работ: проколу, продавливанию, горизонтальному бурению, пневмопробивке или щитовой проходке.

Читать далее «ЗАКРЫТЫЕ СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ ГРУНТА»

УКЛАДКА И УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТОВЫХ МАСС

Укладку и уплотнение грунтов выполняют при планировочных работах, возведении различных насыпей, обратных засыпках траншей и пазух фундаментов. Для получения наибольшей плот­ности уложенного грунта, наименьшей фильтрационной способно­сти и уменьшения последующих осадок его укладывают и уплотняют с соблюдением определенных технологических требо­ваний.
Для отсыпки насыпи не следует применять пылеватые пески, легкие супеси, жирные глины, торф, меловые и трепельные грун­ты и грунты с примесью органических материалов и легкораст­воримых солей. Отсыпку следует вести от краев насыпи к сере­дине для лучшего уплотнения грунта, ограниченного отсыпанными краевыми участками насыпи (рис. V. 29).

Читать далее «УКЛАДКА И УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТОВЫХ МАСС»

РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫМИ МАШИНАМИ

Основными видами землеройно-трэкспортных машин являются скреперы, бульдозеры и грейдеры, которые за один цикл разраба­тывают грунт, перемещают его, разгружают в насыпь и возвраща­ются в забой порожняком.
Скреперы—наиболее высокопроизводительные землеройно-транспортные машины. Эксплуатационные возможности позволяют использовать их при отрывке котлованов и.планировке поверхнос­тей. Различают скреперы прицепные, работающие при вместимости ковша 2,25…10 м3 в сцепе с трактором-тягачом, и самоходные, имеющие вместимость ковша 8 м3 и более. Последний тип скрепера более совершенен, так как имеет большую маневренность и ско­рость.
Чтобы быстрее и полнее загрузить ковши прицепных скреперов, работающих группами, а также ковш самоходного скрепера, приме-
няют трактор-толкач, обслуживающий группу скреперов на участке загрузки (набору грунта). Число тракторов-толкачей зависит от вместимости ковшей скреперов и расстояния перемещения грунта

Читать далее «РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫМИ МАШИНАМИ»

РАЗРАБОТКА ГРУНТА МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ — РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЗЕМЛЕРОЙНЫМИ МАШИНАМИ

При механизированном способе на грунт действует усилие ре­зания различных машин. В результате определенные порции грунта отделяются от массива и могут быть перемещены и уложены в на­сыпь. Если машина только режет грунт, она носит название зем­леройной. Если машина разрабатывает и перемещает грунт, она называется землеройно-транспортной.

К землеройным машинам относятся экскаваторы различных типов: одноковшовые (прямая и обратная лопата, драглайн, грей­фер), многоковшовые (цепные, роторные) и фрезерные.
В зависимости от ходового устройства различают гусеничные, тшевмоколесные, автомобильные и шагающие экскаваторы, а так­же оборудованные гидравлической, пневматической и электричес­кой системами управления.
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами. В промыш­ленном и гражданском строительстве применяют экскаваторы с ковшом вместимостью от 0,15 до 2, реже до 4 м3. Они имеют ком­плект сменного оборудования, включающий прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер. Кроме того, стрела, входящая в ком­плект драглайна и грейфера, .может быть оборудована грузовым крюком или клином-бабой.

Читать далее «РАЗРАБОТКА ГРУНТА МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ — РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЗЕМЛЕРОЙНЫМИ МАШИНАМИ»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ГРУНТА

Для основных производственных процессов объемы, м3, разраба­тываемого грунта определяют в плотном теле. Для некоторых под­готовительных и вспомогательных процессов (пропашка поверхнос­ти, планировка откосов и т. п.) объемы выражают в м2 поверхности. Подсчет объемов разрабатываемого грунта сводится к опреде­лению объемов различных геометрических фигур, составляющих то или иное земляное сооружение. При этом допускают, что объем грунта ограничен плоскостями и отдельные неровности не влияют значительно на точность расчета.
В практике промышленного и гражданского строительства при­ходится главным образом рассчитывать объёмы котлованов, тран­шей (и других протяженных сооружений) и работ по вертикальной планировке площадок.

Читать далее «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ГРУНТА»

РЫХЛЕНИЕ ПЛОТНЫХ ГРУНТОВ

Тяжелые грунты, а также грунты с примесями, разработка кото­рых затруднена, подлежат предварительному рыхлению. Грунты 1-й и 2-й групп рыхлят тракторными плугами, а тяжелые грунты — рыхлителями. Рыхлитель, являющийся навесным или прицепным оборудованием к гусеничному трактору (рис.V.10,), имеет пять стоек-ножей. При рыхлении особо плотных грунтов две из них (2-ю и 4-ю) снимают.
Схема рыхления грунта прицепным тракторным рыхлителем
 
V.10. Схема рыхления грунта прицепным тракторным рыхлителем
а — общая схема;  1 — трактор; 2 — лебедка; 3 — подъемная рама; 4 — рыхлительные зубья; б —при грунтах средней плотности; в — то же, большой плотности

Читать далее «РЫХЛЕНИЕ ПЛОТНЫХ ГРУНТОВ»

ИСКУССТВЕННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ

Совокупность воздействий, в результате которых повышается прочность грунта, он становится неразмываемым, а в некоторых случаях и водонепроницаемым, представляет собой искусственное закрепление грунтов.
Закрепляют грунты для создания вокруг разрабатываемых вы­емок водонепроницаемых завес и повышения несущей способности грунтовых оснований. В зависимости от физико-механических свойств грунта, его состояния, требуемой степени и назначения закрепления существуют следующие способы искусственного за­крепления грунтов: замораживание, цементация, битумизация, хи­мический, электрохимический и др.

Читать далее «ИСКУССТВЕННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ»