СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗЫ И ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Строительство промышленных и гражданских зданий и соору­жений связано с перемещением значительного количества грузов. Так, для возведения 1 м3 промышленного здания перевозят в сред­нем 0,15 т грузов, а гражданского — 0,4 т. Транспортные и свя­занные с ними погрузочно-разгрузочные работы влияют на сто­имость и трудоемкость строительства объектов и составляют в среднем 20 … 25% общей стоимости и трудоемкости строительной продукции. Столь значительный удельный вес транспортных работ требует оптимальных решений при выборе направления грузопото­ков, транспортных средств, а также комплексной механизации всего транспортного процесса — погрузки, перемещения, выгрузки. При этом необходимо стремиться к уменьшению расстояния пере­возок грузов, избегать перегрузок, рационально использовать в погрузочно-разгрузочных операциях основные монтажные меха­низмы строительной площадки.

Строительство промышленных и гражданских зданий и соору­жений связано с перемещением значительного количества грузов. Так, для возведения 1 м3 промышленного здания перевозят в сред­нем 0,15 т грузов, а гражданского — 0,4 т. Транспортные и свя­занные с ними погрузочно-разгрузочные работы влияют на сто­имость и трудоемкость строительства объектов и составляют в среднем 20 … 25% общей стоимости и трудоемкости строительной продукции. Столь значительный удельный вес транспортных работ требует оптимальных решений при выборе направления грузопото­ков, транспортных средств, а также комплексной механизации всего транспортного процесса — погрузки, перемещения, выгрузки. При этом необходимо стремиться к уменьшению расстояния пере­возок грузов, избегать перегрузок, рационально использовать в погрузочно-разгрузочных операциях основные монтажные меха­низмы строительной площадки.
По мере роста объемов капитального строительства в нашей стране объем перевозок будет неизменно увеличиваться. Однако удельный объем перевозок грузов, отнесенный к 1 м3 строящегося объекта, в будущем несколько уменьшится за счет применения но­вых эффективных материалов и конструкций, что должно привести к общему снижению массы зданий и сооружений.
Все Многообразие строительных грузов принято классифициро­вать по их физическим характеристикам на девять следующих ви­дов: сыпучие — песок, гравий, щебень, грунты; порошкообразные — цемент, гипс; тестообразные — бетонная смесь, раствор, известко­вое тесто; мелкоштучные — кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т. п.; штучные — оконные и дверные блоки, железобетонные плиты и панели; тяжеловесные — железо­бетонные элементы значительной массы, разного вида тяжелое оборудование; длинномерные — железобетонные и стальные колон­ны, фермы, трубы, лесоматериалы; крупнообъемные — санитарно-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и другие емкости; жидкие — бензин, керосин, смазоч­ные масла и т. п.
От физических характеристик грузов зависят не только методы выполнения погрузочно-разгрузочных работ и выбор приборов и средств для их перемещения, но и коэффициент использования гру­зоподъемности и вместимости транспортных средств, от которого в свою очередь зависят тарифы на перевозки, а также трудоемкость транспортных работ. Так, тарифы на автомобильные перевозки
Класс тарифа    Использование грузоподъемности автомобиля, %
I    ……………..    100
II   ……………..  71 …99
III  ……………..  51 …70
IV   ……………..    до 50
различных грузов зависят от степени использования грузоподъем­ности автомобиля и подразделяются на четыре класса.
Грузы в строительстве перемещают горизонтальными и верти­кальными видами транспорта. Горизонтальным транспортом гру­зы перемещают от места их получения до объектов строительства и на самих объектах. Вертикальным транспортом поднимают и опускают конструкции, детали, материалы при погрузочно-разгру­зочных работах и в рабочей зоне строящегося объекта.
По отношению к строительной площадке и строительным объек­там различают горизонтальный транспорт — внешний, внутрипостро-ечный и объектный. С помощью внешнего транспорта перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне, по путям общего пользования. Внутрипостроечный тран­спорт обеспечивает перемещение грузов по территории строи­тельства, а объектный транспорт — перемещение непосредственно на объекте. В условиях индустриального строительства значитель­ная часть таких грузов, как, например, сборные конструкции, доставляется от предприятий строительной индустрии к рабочим местам. Таким образом устраняется различие между внеш­ним и внутрипостроечным транспортом.
В ряде случаев представляется возможным совместить тран­спортные процессы с технологическими. В этих целях \’Применяют специальные средства для перемещения грузов — транспортные средства технологического назначения. К таким средствам относят­ся, например, автобетоносмесители (совмещаются приготовление и перемещение бетонной смеси), бетононасосы (совмещаются пе­ремещение и укладка бетонной смеси) и др. Трансфертные средст­ва технологического назначения перспективны и играют в совре­менном строительстве все большую роль.
В промышленном и гражданском строительстве внешние и внутрипостроечные горизонтальные перевозки осуществляют в основном рельсовым и безрельсовым транспортом. Значительно реже используют воздушный (для доставки грузов в труднодоступ­ные районы вертолетами и большегрузными самолетами) и специ­альный (для доставки грузов в условиях сильнопересеченной местности и водных преград) — подвесные канатные дороги, кабельные краны, монорельсовые дороги и др. Воздушный и некоторые виды специального транспорта по своим технологическим возможностям обеспечивают горизонтальное и вертикальное перемещение строи­тельных грузов
При выборе вида транспорта следует учитывать целый ряд факторов, и в первую очередь род грузов, связанные с ним условия
погрузочно-рзагрузочных  работ, дальность перевозок,  дорожные условия, требуемый грузооборот и грузопоток.
Грузооборотом (суточным, местным, годовым) называется об­щее количество грузов, в тоннах, которое необходимо перевезти за определенный промежуток времени.
Грузопотоком называется интенсивность перевозки грузов в тоннах по определенному участку транспортного пути в единицу времени. Сумма произведений грузопотоков по каждому грузу на расстояние перевозки составляет общий тонна-километраж по всей площадке за это время.
Выбор средств горизонтального транспорта в каждом конкрет­ном случае решается путем сравнения вариантов. Предпочтение отдается тому варианту, который при меньших затратах обеспечи­вает минимальную себестоимость перевозок С.
C = SE + S Э -> min,
где С — суммарные затраты; Е — сумма единовременных затрат; Э — сумма экс­плуатационных затрат за все время эксплуатации транспортных средств, обслу­живающих строительство.
Иногда наиболее экономичное решение зависит от правильно­го выбора типа транспортной единицы по наиболее низкой себе­стоимости перевозки 1 т груза Ст, руб.
Cт = Мм.см/Псм,
где Мм.см — себестоимость 1 маш.-смены транспортной единицы, руб.; ПСм — производительность автомобиля в смену в условиях строительства, т.
При сравнении различных вариантов следует иметь в виду, что длина лути между двумя заданными точками для различных видов транспорта может быть неодинаковой. Так, например, в условиях холмистой местности (рис. IV.1)   подвесная канатная дорога L1 соединит точки А и Б по прямой;   автомобильная   дорога L2 для устранения излишних земляных работ по возведению насыпей и устройству выемок (что повело бы к увеличению Е) или крутых уклонов (что повело бы к увеличению Э) пройдет по кривой, не­сколько приближающейся к направлению горизонталей, что уве­личит длину дороги Для железной дороги L3 в тех же условиях удлинение трассы может оказаться еще большим. Поэтому при вы­боре оптимального варианта сравнивать их следует исходя из сто­имости перевозки 1 т/км, но с уче­том длины трассы. Для построеч­ных путей могут быть использова­ны постоянные дороги, предусмот­ренные для строящегося объекта на период его эксплуатации. Вре­менные дороги должны иметь ми­нимально допустимую по услови­ям местности протяженность. В данной  главе рассматриваеТСЯ    реЛЬСОВЫЙ И    беЗреЛЬСОВЫЙ внешний и внутрипостроечный вид транспорта, имеющий узкое (тех­нологическое) назначение. Специальные виды внутрипостроечного и объектного транспорта, обеспечивающие не только перемещение материальных элементов строительных процессов, но и их укладку в сооружения, описаны в соответствующих главах настоящего учеб­ника.
Трассы дорог различного типа
 
IV.1. Трассы дорог различного типа