УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

На строительстве, как правило, должны быть проложены посто­янные автомобильные дороги, и лишь при их отсутствии до начала работ по возведению основных сооружений следует строить времен­ные подъездные и внутрипостроечные автомобильные дороги.
Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площад­ки (рис. IV.11). Дороги прокладывают так, чтобы расстояние от кромки дорог до строящихся зданий (сооружений) было не менее 0,8 м, а до бровки траншей или котлованов, располагаемых вдоль дорог, не менее 1,5 м. При этом сами дороги должны находиться вне призмы обрушения грунта.

На строительстве, как правило, должны быть проложены посто­янные автомобильные дороги, и лишь при их отсутствии до начала работ по возведению основных сооружений следует строить времен­ные подъездные и внутрипостроечные автомобильные дороги.
Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площад­ки (рис. IV.11). Дороги прокладывают так, чтобы расстояние от кромки дорог до строящихся зданий (сооружений) было не менее 0,8 м, а до бровки траншей или котлованов, располагаемых вдоль дорог, не менее 1,5 м. При этом сами дороги должны находиться вне призмы обрушения грунта.
Исходя из нормативного габарита автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м) ширина дорожного покрытия автомо­бильной дороги при однополосном движении должна быть не менее 3,5 м, а при двухполосном — 5,5 м. Следует, однако, иметь в ви­ду, что фактические размеры некоторых средств автомобильного транспорта превышают указанный габарит и по ширине, и по вы­соте.
Ширину дорог (рис. IV. 12) на поворотах при доставке крупно­габаритных и длинномерных грузов автопоездами в каждом кон­кретном случае определяют по формуле
bпр=(lгр — l1) a + 0,25b1 + 0,35b2,
где lгр — длина груза; l1 — длина части груза, свешивающейся с подкатного при­цепа; b1 — ширина ведущей колесной пары тягача; b2 — ширина подкатного при­цепа;
на поворотах при доставке крупно­габаритных и длинномерных грузов
 
где l2=lгр— (l1+l3); l3 — длина части груза, свешивающейся с седла тягача; l4 — расстояние от задней оси тягача до седла, на который опирается груз.
При l1 = l3=l4=0 ширина проезда на повороте
bпр = 0,7lгр + 0,25 b1 + 0,35 b2.
План виутрипостроечных дорог при возведении надземных частей зданий в жилом комплексе
 
IV.11. План виутрипостроечных дорог при возведении  надземных   частей  зданий  в жилом комплексе
1 — кольцевая дорога; 2 — тупиковая доро­га; 3 — разъезд; 4 — разворот; 5 — уширен­ный поворот кольцевой дороги
 К определению ширины дороги на поворотах при перевозке длинномерных грузов
 
IV.12. К определению ширины дороги на поворотах при перевозке    длинномерных грузов
 
Детали дорожной одежды
IV.13. Детали дорожной одежды
а — поперечный профиль;  б —разрез одежды;  1 — серповидный  про­филь; 2 — обочина; 3 — проезжая часть; 4 — корытообразный профиль с присыпной обочиной; 5 — покрытие; 6 — основание; 7 — подстилаю­щий слой; 8 — уплотненный грунт
Примеры инвентарных железобетонных плит
 
IV.14. Примеры инвентарных железобетонных плит а — решетчатая; б — кессонная;
 
Движение транспортных средств на строительных площадках регулируют дорожными знаками единого государственного образ­ца, а перед въездом на территорию вывешивают схему дорог и организации движения транспортных средств.
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорож­ной одежды. Земляное полотно строят аналогично полотну желез­ных дорог, но с несколько иными параметрами. Для обеспечения поперечного отвода поверхностных вод земляному полотну и поверхности одежды на прямых участках пути придается дву­скатный уклон (рис. IV.13,a). На криволинейных участках ширину дороги увеличивают, а внешнюю кромку дороги припод­нимают, создавая односкатный уклон (с уклоном внутрь закругле­ния) .
Дорожная одежда покрывает земляное полотно и, воспринимая действие движущихся транспортных средств, передает нагрузку на основание, которое является несущим слоем, обеспечивающим устойчивость дорожного покрытия. Проезжая часть (центральная полоса) рассчитана на пропуск автомобильного транспорта и в зависимости от интенсивности движения может иметь одну или больше полос движения.
Обочины (боковые полосы от проезжей части) используют для разъезда или остановки транспорта, а также для движения гусе­ничных машин.
Иногда покрытие состоит из двух слоев — несущего и слоя из­носа. Тип покрытия зависит от категории дороги, которая опреде­ляется показателем интенсивности перевозок. К I категории от­носят дороги с интенсивностью движения более 100, ко II катего­рии— от 15 до 100 и к III категории — менее 15 автомобилей в 1 ч в одном направлении.
В качестве покрытия для дорог I категории применяют усовер­шенствованные капитальные и облегченные, для дорог II катего­рии— усовершенствованные капитальные или облегченные и пере­ходные, а для дорог III категории — усовершенствованные облегчен­ные, переходные и низшие.
К усовершенствованным капитальным покрытиям относятся цементно-бетонные, асфальтобетонные, черные щебеночные и брусчатые мостовые, устраиваемые на бетонном, щебеночном, гра­вийном и других основаниях. К усовершенствованным облегчен­ным покрытиям относятся черные щебеночные и гравийные. До­рожными покрытиями переходного типа являются сборные желе­зобетонные (колейные), белые щебеночные, гравийные, шлаковые, грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими материалами, а также грунтовые, укрепленные вяжущими матери­алами. К покрытиям низшего типа относятся грунтовые дороги, укрепленные гравием или щебнем, и дороги с подобранным грану­лометрическим составом грунта.
Для сокращения расходов в период строительства на стройпло
щадке целесообразно использовать постоянные дороги без уклад­ки полного покрытия. В этом случае можно уложить по земляному полотну лишь нижние слои и использовать их в период строитель­ных перевозок как дорожное покрытие или, что еще эффективнее, уложить по основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное же покрытие постоянной дороги следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.
Покрытия из железобетонных дорожных плит (длиной 2,5… 3, шириной 1… 1,5, толщиной 0,14… 0,22 м и массой 0,63… 1,8 т) (рис. IV. 14) просты в устройстве, могут воспринимать повышен­ные нагрузки, пригодны для эксплуатации сразу же после укладки в любое время года, при любой погоде. Дороги устраивают колей­ными— однопутными и двухпутными с разъездами (рис. IV. 15). Затраты на устройство, ремонт и содержание таких дорог в усло­виях Типичной для строек интенсивности движения обычно оку­паются за 1,5… 2 года. Сборно-разборные плиты являются инвентарем строительной организации и должны многократно использоваться
В условиях Крайнего Севера, в тундровых районах строитель­ство снабжают автомобильным транспортом по автозимникам, т. е. автомобильным трассам, проложенным непосредственно по за­мерзшему грунту и по руслам рек. Безопасное движение машин по автозимникам возможно при глубине промерзания грунта 40… 80 см и толщине льда 25… 75 см.
При строительстве автозимников после выпадения снег, уплотняемый слоями не более 20 см, может с успехом заменить как полотно, так и одежду дороги.
Колейная дорога из сборных же­лезобетонных дорожных плит
 
IV.15. Колейная дорога из сборных же­лезобетонных дорожных плит
а — схема однопутного поперечного профи­ля; б — то же, двухпутного; в — уширение пути на разъезде (план); 1 — одноколей­ный участок; 2 — двухколейный участок