ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При монтаже опалубки и арматуры, разгрузке бетонных сме­сей в опалубку особое внимание следует обращать на прочность и устойчивость поддерживающих конструкций, а также на проч­ность такелажных устройств для подъема каркасов, блоков опа­лубки и арматуры.
При устройстве опалубки на высоте до 8 м следует применять подмости с перилами высотой 1 м и бортовой упорной доской вы­сотой 15 см. При работах на высоте более 8 м необходимо устраи­вать настилы шириной не менее 70 см с -ограждениями и опира-нием на специальные поддерживающие леса.
При разборке опалубки следует соблюдать осторожность, опус­кать элементы опалубки с помощью лебедок и кранов.
Необходимо обращать особое внимание на обеспечение условий, исключающих возможность поражения рабочих электрическим током. С этой целью при производстве электросварочных работ и вибрирования бетонной смеси необходимо заземлять свариваемые конструкции и все металлические части сварочных установок и вибраторов.
Рабочие, сваривающие арматуру, должны иметь средства инди­видуальной защиты (резиновые сапоги и перчатки, защитные маски и т. п.). Рабочие, занятые вибрированием бетонной смеси, должны быть в резиновых сапогах.

Читать далее «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Производство бетонных работ в условиях сухого жаркого кли­мата

Сухой жаркий климат характерен для значительной части южных и юго-восточных районов нашей страны. Отличительной его особенностью является высокая температура воздуха (мини­мальная выше 30°С я средняя в 13 ч дня выше 25°С) при относи­тельной влажности менее 50%.
В этих условиях при твердении бетона под воздействием высоких температур окружащей среды ускряется реакция гидратации. Под влиянием быстрого обезвоживания бетонной смеси, различного теп­лового расширения компонентов и пластической усадки бетона в еще не окрепшем бетоне развиваются деструктивные явления, снижающие его конечную прочность почти на 50% по сравнению с бетоном, выдерживаемым в нормальных тепловлажностных усло­виях. Интенсивное раннее обезвоживание приводит к образованию капилляров, направленных в сторону испаряющей поверхности, что ухудшает перовую структуру бетона и, следовательно, снижает его прочность и водонепроницаемость. Обезвоживание приводит так­же к шелушению наружных слоев бетонной конструкции.
Необходимое качество бетона при производстве бетонных работ в условиях сухого жаркого климата может быть обеспечено за счет применения таких методов приготовления, транспортирования и вы­держивания бетона, которые сводили бы к возможному минимуму его обезвоживание.

Читать далее «Производство бетонных работ в условиях сухого жаркого кли­мата»

Выдерживание бетона с применением химических добавок

Противоморозные добавки (рис: Х.64) — это химические соедине­ния, вводимые в бетонную смесь в количестве 2…10% массы цемен­та (в зависимости от вида добавки и температуры бетона) и спо­собствующие твердению бетона при отрицательных температурах. Эти добавки ускоряют процесс твердения бетона, снижают температуру замерзания воды и, следовательно, позволяют увели­чить продолжительность твердения бетона. К добавкам, ускоряю­щим твердение, относятся хлорид кальция (СаС12), хлорид натрия (NaCl), нитрит натрия (NaNOs), сульфат натрия (Na2SO4). К до­бавкам, снижающим температуру замерзания воды в бетоне, от­носятся NaNOa+CaGb, NaCL+CaCl2, HHKM, НКИ, поташ.
При бетонировании армированных конструкций чаще всего при­меняют поташ — углекислый калий и нитрит натрия (NaNO2), которые не вызывают коррозии арматуры и не дают
высолов на поверхности бетона. Добавка поташа обеспечивает твердение бетона при температуре —25°С. Бетонная смесь с добав­кой поташа должна быть уложена в опалубку в течение 45…50 мин.

Читать далее «Выдерживание бетона с применением химических добавок»

Методы прогрева бетона

При бетонировании в зимних условиях широко применяют изо­термический прогрев смеси электрическим током.
По способу внесения тепла в бетон различают два вида прогре­ва смеси электрическим током — электропрогрев и электорообогрев
Электропрогрев бетонных и железобетонных конструкций осно­ван на превращении электрической энергии в тепловую при про­хождении электрического тока через свежеуложенный бетон, ко­торый с помощью электродов включается в качестве сопротивления в электрическую цепь.
Для электропрогрева применяют одно- или трехфазный перемен­ный ток нормальной частоты (50 Гц), так как постоянный ток вызывает электролиз воды в бетоне.
Электропрогрев бетона осуществляют при пониженных напря­жениях (50… 100 В).
Для прогрева малоармированных конструкций (с содержанием арматуры до 50 кг на 1 м3) в исключительных случаях применяют бестрансформаторный прогрев с напряжением электрического тока 120…220В.

Читать далее «Методы прогрева бетона»

Метод форсированного предварительного электроразогрева бетонной смеси

одвижности температура бетона при выходе из бетоносмесительной машины не должна превышать 35…45°С. В Процессе перевозки и укладки смеси при температуре ниже —20°С бетонная смесь остывает на 15…20°С.
Между тем низкие температуры зимой, доходящие до —40°С, преобладают на 1/3 территории России. В этих районах даже при перевозке на расстояние до 5 км и неизбежных одной-двух перегрузках применение метода «термоса» оказывается воз­можным лишь для очень массивных конструкций с модулем по­верхности 1,5…3.
В этих условиях особенно эффективен метод форсированного предварительного электроразогрева бетонной смеси (рис. Х.58). Сущность метода заключается в том, что бетонную смесь перед укладкой в опалубку в течение 5…15 мин интенсивно разогревают до 70…90°С в специальных бадьях, оснащенных электродами, или в кузовах автомобилей с помощью опускной гребенки электродов, сразу укладывают в неутепленную или малоутепленную опа­лубку и уплотняют до начала схватывания смеси.
Исследования показали, что электротепловой импульс, внесен­ный в смесь до начала структурообразования, ускоряет гидратацию и экзотермию, а виброуплотнение горячей смеси способствует об­разованию более плотной структуры бетона. Выдерживание его в малотеплоемкой опалубке снижает аккумуляцию тепла и теплоот­дачу опалубки. Кроме того, перепад температур от центра к пери­ферии в неутепленной опалубке создает благоприятное термона-лряженное состояние и повышает трещиностойкость конструкций.

Читать далее «Метод форсированного предварительного электроразогрева бетонной смеси»

Приготовление и транспортирование бетонной смеси в зимних условиях

Температура бетонной смеси зимой при выгрузке ее из бетоносмесителя должна быть такой, чтобы после теплопотерь, свя­занных с перевозкой смеси от завода к объекту, она была не ниже расчетной температуры, необходимой для принятого режима выдерживания бетона. Например, минимально необходимая тем­пература бетонной смеси сразу же после ее укладки в конструкцию при применении электрического прогрева должна быть не менее 5°С; при использовании способа «термоса» — не менее 25°С; при применении бетонов с противоморозными добавками — не ниже 5°С и т. д.
При высокой температуре бетонной смеси снижается ее подвиж­ность. Поэтому при выходе смеси из бетоносмесителя его темпе­ратура не должна превышать следующих максимально допустимых значений,°С:
портландцемент марки 250 и шлакопортландцемент марок 200 и 250 … 45 портландцемент марки 300 и пуццолановый портландцемент марки 200 . . 40 портландцемент марки 400 и пуццолановый портландцемент марки 250 . . 35

Читать далее «Приготовление и транспортирование бетонной смеси в зимних условиях»

Бетонирование при отрицательных температурах

В России в зимних условиях без снижения темпов и качества работ возводят самые разнообразные конструкции и сооружения из бе­тона и железобетона.
Широкому развитию зимнего бетонирования способствовали ис­следования советских ученых А. В. Барановского, А. В. Вавилова, Н. Н. Данилова, А. М. Зеленина, А. Е. Кириенко, Б. А. Крылова, С. А. Миронова, В. В. Михайлова, В. М. Москвина, В. Н. Сизова, Б. Г. Скрамтаева, И. Г. Совалова, В. Ф. Утенкова, С. В. Шестоперова и др.
Как известно, бетон является искусственным камнем, получае­мым в результате твердения рационально подобранной смеси цемента, воды н заполнителей. Согласно современным представлени­ям, образование н твердение цементного камня проходят через стадии формирования коагуляционной н кристаллических структур.
В стадии образования коагуляционной (связной) структуры вода, обволакивая мелкодисперсные частицы цемента, образует вокруг них так называемые сельватные оболочки, которыми части­цы сцепляются дург с другом. По мере гидратации цемента процесс переходит в стадию кристаллизации. При этом в цементном тесте возникают мельчайшие кристаллы, превращающиеся затем в сплош­ную кристаллическую решетку. Этот процесс кристаллизации и определяет механизм твердения цементного камня и, следовательно, нарастания прочности бетона.
Ускорение или замедление процесса образования и твердения цементного камня зависит от температуры смеси и адсорбирующей способности цемента, определяемой его минералогическим составом.

Читать далее «Бетонирование при отрицательных температурах»

УХОД ЗА БЕТОНОМ, РАСПАЛУБКА КОНСТРУКЦИЙ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Уход за бетоном должен обеспечить:
температурно-влажностный режим, исключающий интенсивное высыхание бетона и связанные с этим температурно-усадочные де­формации;
условия, исключающие механические повреждения свежеуложен­ного бетона, нарушение прочности и устойчивости забетонирован­ной конструкции.
Условия выдерживания бетона и сроки распалубки определяют на основании требований, установленных действующими строитель­ными нормами и правилами.
При летней-температуре наружного воздуха, характерной для большинства западных, центральных и восточных регионов страны, более открытые поверхности бетона (например, плоскости пере­крытия) защищают от прямого воздействия солнечных лучей и ветра рогожей, мокрыми опилками, полимерными пленками.
Бетон на портландцементе поливают в течение 7 сут, на гли­ноземистых цементах — в течение 3 сут и на прочих цементах — 14 сут.
При температуре воздуха выше 15°С бетон первые 3 сут поли­вают с интервалом в 3 ч. В последующие дни полив может быть сокращен до 3 раз в сутки.
Чтобы -исключить механические повреждения свежеуложенного бетона, запрещаются движение людей, установка лесов и опалубки до достижения бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Движение по забетонированным перекрытиям автотранспорта, бетоноуклад­чиков и других машин запрещается до достижения бетоном проект­ной прочности. Лишь в исключительных случаях, вызванных не­отложной производственной необходимостью, может быть разреше­но движение монтажных кранов по свежезабетонированному пере­крытию. При этом должен быть, устроен прочный деревянныг настил.

Читать далее «УХОД ЗА БЕТОНОМ, РАСПАЛУБКА КОНСТРУКЦИЙ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ БЕТОНИРОВАНИЯ

К специальным способам бетонирования относятся раздельное и подводное бетонирование.
Способ раздельного бетонирования заключается в нагнетании цементно-песчаного раствора в пустоты между крупным заполни­телем, предварительно уложенным в опалубку бетонируемой кон­струкции. Этим способом возводят железобетонные резервуары, где требуется повышенная плотность бетона, бетонируют в уcловиях интенсивного притока грунтовых вод, устраивают монолитные сваи и другие заглубленные в грунт конструкции, трудно доступ­ные для вибрирования и контроля качества уложенного бетона.
Способ раздельного бетонирования по сравнению с послойной укладкой смеси имеет некоторые технологические преимущества: возможность использования крупного заполнителя, отсутствие расслоения бетонной смеси из-за раздельной перевозки заполните­ля и растворной составляющей, возможность бетонирования с минимумом рабочих швов и др.
Различают два способа раздельного бетонирования — гравита­ционный и инъекционный. В первом случае раствор проникает в крупный заполнитель под действием сил тяжести, во втором — под давлением, образуемым нагнетанием. Способ нагнетания более эффективен и поэтому получил широкое распространение, особенно при бетонировании тонкостенных конструкций.

Читать далее «СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ БЕТОНИРОВАНИЯ»

Бетонирование в крупнощитовой опалубке

Щиты   опалубки размером на комнату устанавливают на   тщательно   выверенную поверхность, обеспечивающую заданную отметку опирания выше­расположенного перекрытия. Щиты опалубки подают краном и   с помощью винтовых домкратов приводят в проектное   положение. Перед установкой   противостоящих  щитов   монтируют  дверные коробки, электропроводку и другие закладные элементы. Затем щиты раскрепляют между собой креплениями, воспринимающими давление свежеуложенного бетона. Опалубку перекрытия   уста­навливают, как правило, после демонтажа опалубки стен.   Перед армированием перекрытия опалубку с помощью винтовых домкра­тов в стойках точно выверяют с соблюдением заданной отметки и горизонтальности. Опалубку перекрытий при пролетах до 6 м снимают по достижении бетоном 70% проектной  прочности.  Трудоемкость опалубочных работ  при  использовании  крупнощитовой опалубки 0,2…0,3 чел.-ч/м2.
При бетонировании в зимних условиях или при необходимости ускорить процесс применяют термоактивную опалубку, оснащен­ную электронагревателями.

Читать далее «Бетонирование в крупнощитовой опалубке»