Производство бетонных работ в условиях сухого жаркого кли­мата

Сухой жаркий климат характерен для значительной части южных и юго-восточных районов нашей страны. Отличительной его особенностью является высокая температура воздуха (мини­мальная выше 30°С я средняя в 13 ч дня выше 25°С) при относи­тельной влажности менее 50%.
В этих условиях при твердении бетона под воздействием высоких температур окружащей среды ускряется реакция гидратации. Под влиянием быстрого обезвоживания бетонной смеси, различного теп­лового расширения компонентов и пластической усадки бетона в еще не окрепшем бетоне развиваются деструктивные явления, снижающие его конечную прочность почти на 50% по сравнению с бетоном, выдерживаемым в нормальных тепловлажностных усло­виях. Интенсивное раннее обезвоживание приводит к образованию капилляров, направленных в сторону испаряющей поверхности, что ухудшает перовую структуру бетона и, следовательно, снижает его прочность и водонепроницаемость. Обезвоживание приводит так­же к шелушению наружных слоев бетонной конструкции.
Необходимое качество бетона при производстве бетонных работ в условиях сухого жаркого климата может быть обеспечено за счет применения таких методов приготовления, транспортирования и вы­держивания бетона, которые сводили бы к возможному минимуму его обезвоживание.

При при­готовлении ботонной смеси необходимо принимать меры, обеспе­чивающие сохранение требуемой консистенции к моменту ее уклад­ки в опалубку. Это может быть достигнуто за счет увеличения рас­хода воды, что, однако, связано с увеличением расхода цемента. Кроме того, излишнее содержание свободной воды при обезвожи­вании бетона способствует образованию направленных пор.
Более рациональным решением этой задачи является снижение температуры смеси в процессе ее приготовления и принятие мер,
исключающих обезвоживание при транспортировании, укладке и
выдерживании бетона.    /
Установлено, что при температуре воздуха до 40°С и низкой относительной влажности температура бетонной смеси может быть снижена до 20…25°С путем смачивания охлажденной водой запол­нителей, их о-бдува холодным воздухом при подаче в смеситель и т. д. Этим же целям может служить добавление до 50% льда к мас­се воды.
Консервация консистенций бетонной смеси может быть достиг­нута и путем введения в .бетонную смесь етри ее приготовлении по­верхностно-активных добавок (0,4…0,5% массы цемента). Они не только уменьшают обезвоживание смеси, но и пластифицируют ее, снижая водолотребность.

Сухой жаркий климат характерен для значительной части южных и юго-восточных районов нашей страны. Отличительной его особенностью является высокая температура воздуха (мини­мальная выше 30°С я средняя в 13 ч дня выше 25°С) при относи­тельной влажности менее 50%.
В этих условиях при твердении бетона под воздействием высоких температур окружащей среды ускряется реакция гидратации. Под влиянием быстрого обезвоживания бетонной смеси, различного теп­лового расширения компонентов и пластической усадки бетона в еще не окрепшем бетоне развиваются деструктивные явления, снижающие его конечную прочность почти на 50% по сравнению с бетоном, выдерживаемым в нормальных тепловлажностных усло­виях. Интенсивное раннее обезвоживание приводит к образованию капилляров, направленных в сторону испаряющей поверхности, что ухудшает перовую структуру бетона и, следовательно, снижает его прочность и водонепроницаемость. Обезвоживание приводит так­же к шелушению наружных слоев бетонной конструкции.
Необходимое качество бетона при производстве бетонных работ в условиях сухого жаркого климата может быть обеспечено за счет применения таких методов приготовления, транспортирования и вы­держивания бетона, которые сводили бы к возможному минимуму его обезвоживание.

При транспортировании бетонных смесей в условиях сухого жар­кого климата кузова бетоновозов или автобетоиосмесителей долж­ны иметь термоизоляцию. Однако и в этом случае во избежание интенсивного обезвоживания дальность перевозки не должна пре­вышать 10… 15 км.
В условиях сухого жаркого климата должно быть примерно в 1,5 раза увеличено время перемешивания смеси, обеспечена перевозка в закрытой таре, ограничено время перевозки и сведены к минимуму перегрузки. При этом следует иметь в виду, что даже при 30…35°С при В/Ц=0,83 смесь полностью теряет подвижность через 40 мин.
С учетом перечисленных выше особенностей наиболее целесообразно приготовлять смесь непосредственно у места укладки, до­ставляя туда отдозированные сухие компоненты.
Выдерживание свежеуложенного бетона. Важной технологиче­ской задачей является предохранение бетона от обезвоживания после его укладки в опалубку.
Следует иметь в виду, что при высоких температурах воздуха и низкой относительной влажности поливка бетона не только не предохраняет его от обезвоживания, а, наоборот, способствует воз­никновению после каждой поливки своего рода термического удара, вызывающего через 10… 15 мин после нее интенсивную потерю влаги, ухудшение поровой структуры и, как следствие, появление растягивающих напряжений в поверхностных слоях бетона, иногда превышающих более чем на 50 % допустимые.
Обезвоживание бетона особенно опасно при строительстве со­оружений из тонкостенных конструкций с большими открытыми поверхностями, например ирригационных каналов. Поэтому для предохранения от обезвоживания свежеуложенный бетон рекомен­дуется защищать пленочными покрытиями, битумами, лаками или другими полимеризующимися материалами. Это уменьшает потерю воды в бетоне на 80…90%.
При строительстве сооружений с незначительными площадями открытых поверхностей, например фундаментов, водопотери свеже-
уложенного бетона могут быть уменьшены за счет покрытия гори­зонтальных поверхностей слоем 3…5 см воды (метод «водяного-бассейна»).
В районах с сухим жарким климатом и ограниченными ресур­сами пресной воды экономично использовать такой дешевый источ­ник энергии, как солнечная радиация. Для этого свежеуложенный бетон покрывают светопроницаемыми пленками, которые про­пускают лучистую энергию и вместе с тем предотвращают потери воды, создавая условия, близкие к твердению бетона в пропароч­ных камерах.
В условиях сухого жаркого климата обезвоживание бетона может быть сведено к минимуму и за счет сокращения времени его выдерживания путем интенсификации процесса твердения. Для этого применяют высокоактивные, но малоусадочные цементы, хи­мические добавки — ускорители твердения, а также методы тепло­вой обработки. Метод тепловой обработки может оказаться наибо­лее эффективным, так как позволяет не только уменьшить опас­ность обезвоживания, но и получить необходимую прочность бе­тона в наиболее короткие сроки. При этом нужно иметь в виду, что после приобретения бетоном 70…80% проектной прочности он не требует в условиях сухого жаркого климата какого-либо специального ухода.