УХОД ЗА БЕТОНОМ, РАСПАЛУБКА КОНСТРУКЦИЙ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Уход за бетоном должен обеспечить:
температурно-влажностный режим, исключающий интенсивное высыхание бетона и связанные с этим температурно-усадочные де­формации;
условия, исключающие механические повреждения свежеуложен­ного бетона, нарушение прочности и устойчивости забетонирован­ной конструкции.
Условия выдерживания бетона и сроки распалубки определяют на основании требований, установленных действующими строитель­ными нормами и правилами.
При летней-температуре наружного воздуха, характерной для большинства западных, центральных и восточных регионов страны, более открытые поверхности бетона (например, плоскости пере­крытия) защищают от прямого воздействия солнечных лучей и ветра рогожей, мокрыми опилками, полимерными пленками.
Бетон на портландцементе поливают в течение 7 сут, на гли­ноземистых цементах — в течение 3 сут и на прочих цементах — 14 сут.
При температуре воздуха выше 15°С бетон первые 3 сут поли­вают с интервалом в 3 ч. В последующие дни полив может быть сокращен до 3 раз в сутки.
Чтобы -исключить механические повреждения свежеуложенного бетона, запрещаются движение людей, установка лесов и опалубки до достижения бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Движение по забетонированным перекрытиям автотранспорта, бетоноуклад­чиков и других машин запрещается до достижения бетоном проект­ной прочности. Лишь в исключительных случаях, вызванных не­отложной производственной необходимостью, может быть разреше­но движение монтажных кранов по свежезабетонированному пере­крытию. При этом должен быть, устроен прочный деревянныг настил.

Уход за бетоном должен обеспечить:
температурно-влажностный режим, исключающий интенсивное высыхание бетона и связанные с этим температурно-усадочные де­формации;
условия, исключающие механические повреждения свежеуложен­ного бетона, нарушение прочности и устойчивости забетонирован­ной конструкции.
Условия выдерживания бетона и сроки распалубки определяют на основании требований, установленных действующими строитель­ными нормами и правилами.
При летней-температуре наружного воздуха, характерной для большинства западных, центральных и восточных регионов страны, более открытые поверхности бетона (например, плоскости пере­крытия) защищают от прямого воздействия солнечных лучей и ветра рогожей, мокрыми опилками, полимерными пленками.
Бетон на портландцементе поливают в течение 7 сут, на гли­ноземистых цементах — в течение 3 сут и на прочих цементах — 14 сут.
При температуре воздуха выше 15°С бетон первые 3 сут поли­вают с интервалом в 3 ч. В последующие дни полив может быть сокращен до 3 раз в сутки.
Чтобы -исключить механические повреждения свежеуложенного бетона, запрещаются движение людей, установка лесов и опалубки до достижения бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Движение по забетонированным перекрытиям автотранспорта, бетоноуклад­чиков и других машин запрещается до достижения бетоном проект­ной прочности. Лишь в исключительных случаях, вызванных не­отложной производственной необходимостью, может быть разреше­но движение монтажных кранов по свежезабетонированному пере­крытию. При этом должен быть, устроен прочный деревянныг настил.
Как только бетон достигнет прочности, при которой может быть обеспечена при распалубке сохранность поверхностей и граней конструкции, распалубливают боковые элементы опалубки.
Элементы опалубки, воспринимающие вес бетона, распалубли вают при достижении бетоном прочности, % к проектной:
для плит и сводов  пролетом до 8 м    5С
для балок и прогонов пролетом до 8 м    7С
для несущих конструкций пролетом свыше 8м    ЮС
С сооружений, возводимых в сейсмических районах, несущую опалубку снимают в сроки, указанные в проекте.
Загружение всех конструкций полной расчетной нагрузкой до­пускается лишь после достижения бетоном проектной прочности.
При распалубках железобетонных конструкций необходимо плавно демонтировать опалубку, предварительно ослабляя клинья или винты под стойками и сохраняя для дальнейшего использова­ния элементы инвентарной опалубки.
Распалубку каркасных конструкций многоэтажных зданий ве­дут поэтажно, при этом стойки, находящиеся непосредственно под бетонируемым перекрытием, оставляют полностью, а стойки пере­крытия, расположенного ниже, оставляют под всеми балками и прогонами, имеющими пролет более 4 м, на расстоянии до 3 м друг от друга. Опалубку удаляют полностью, если бетон в ниже­расположенных перекрытиях достиг проектной прочности.
Распалубку пространственных констуркций — сводов, арок, складчатых покрытий, а также линейных конструкций пролетом более 8м — следует выполнять плавно, без перекосов. При бето­нировании оболочек с применением инвентарных катучих форм распалубку ведут путем ослабления домкратов, плавного отрыва формы по всей плоскости соприкасания с бетоном и последующего опускания на необходимый уровень. При использовании обычной инвентарной опалубки раскружаливание (т. е. постепенный отрыв формы от бетонной поверхности) производят путем ослабления клиньев под стойками, винтов в домкратах или выпускания песка из опорных песочниц. Раскружаливание сводов оболочек начинают от продольной оси свода к опорам. При наличии в сводах или арках металлических затяжек последние подтягивают, а натяже­ние проверяют приборами.
-Контроль качества бетонных и железобетонных работ. При производстве бетонных и железобетонных работ проверяют качест­во опалубки, геодезического обеспечения монтажа и эксплуатации ее, соответствие проекту устанавливаемой арматуры, закладных частей и их расположения в конструкции, качество бетонной смеси у места укладки в кошгрукцию и в процессе выдерживания и т. д.
Специальные требования предъявляются к геодезическому обе­спечению . скользящей опалубки. После определения наивысшей отметки фундаментной плиты, принимаемой за 0,00 м, проверяют геометрические размеры расположения домкратных рам, верти­кальность щитов опалубки и ее конусность. При этом отклонения конусности не должны превышать ±4 мм.
Важным условием качественного ведения работ при бетониро­вании в скользящей опалубке является геодезический контроль за ее положением в процессе подъема, который заключается в провер­ке горизонтальности рабочего пола скользящей опалубки и верти­кальности ее движения. Для этой цели используют лазерные сис­темы, обеспечивающие непрерывный контроль за вертикальностью движения опалубки, кручением и деформациями. Одним из преиму­ществ таких следящих лазерных систем является возможность проведения контроля в ночное время, что весьма важно в связи с непрерывным процессом бетонирования в скользящей опалубке. Ход бетонирования фиксируют в журнале производства бетон­ных работ. В него заносят объемы выполненных бетонных работ, даты укладки смеси, время начала н окончания бетонирования каждого участка (блока) сооружения, заданные марки и рабочие составы бетонной смесн, данные паспортов на цемент и арматуру, температуру наружного воздуха во время укладки бетонной смеси и при выдерживании бетона, даты изготовления контрольных об­разцов и результаты их испытаний, на 28-й день, даты распалубки конструкций.
Пир бетонировании в зимних условиях в журнале указывают также температуру бетонной смесн при выходе из бетоносмесителя в момент укладки и в определенные периоды в процессе выдержи­вания бетона.
Качество бетонной смеси определяется ее подвижностью, по­этому данный показатель проверяют не реже 2 раз в смену у места приготовления и укладки ее.
Прочность уложенного бетона оценивают по результатам испы­таний контрольных образцов на сжатие. Специальные конструкции испытывают на водонепроницаемость и морозостойкость, а при возведении предварительно напряженных железобетонных конст­рукций дополнительно проверяют прочность раствора инъекциро-вания в каналы с напряженной арматурой и прочность бетона к моменту передачи на него сжимающих усилий от напрягаемой ар­матуры.
Контрольные образцы в виде кубов размером 20X20X20 см изготовляют у мест бетонирования конструкций и хранят в усло­виях, близких к условиям выдерживания конструкций.
Для каждой марки бетона изготовляют серию из трех образцов-близнецов на следующее количество бетона:
для массивных гидротехнических сооружений — на каждые 500 м3;
для крупных фундаментов под конструкции — на каждые 100 м3; для массивных фундаментов под технологическое   оборудова­ние — на каждые 50 м3;
для каркасных и тонкостенных конструкций — на каждые 20 м3. Бетон считается выдержавшим испытания, если средняя проч­ность контрольных образцов будет не ниже 85% проектной.
При необходимости марка бетона может быть установлена и в уже готовой конструкции с использованием неразрушающих (аде-структивных) механических или физических методов испытаний. Механические методы заключаются в воздействии на бетон испытательных приборов с последующим определением прочности бетона с помощью тарировочных кривых, учитывающих функцио­нальные зависимости между прочностью бетона на сжатие и по­верхностной твердостью или между прочностью на сжатие и вы-рывным усилием.
Наиболее простым физическим методом определения прочности бетона в готовой конструкции является импульсный ультразвуковой метод, основанный на известном принципе: скорость распростра­нения ультразвука и степень ее затухания функционально связаны с динамическим модулем упругости бетона. Поэтому прочность бетона на сжатие может быть получена и по прямой функциональ­ной зависимости
Таким методом можно определить прочность бетона с погреш­ностью не более ±8… 10%.
Радиометрическими методами устанавливают степень уплотне­ния бетонной смеси в процессе ее формования. Он основан на том, что гамма-лучи, проходя через вещество, теряют интенсивность излучения вследствие поглощения и рассеяния, с увеличением степени уплотнения смеси возрастает поглощение гамма-лучей.
Качество бетона может быть проверено методом СВЧ-погло-щения, в котором использован принцип ослабления энергии сверх­высокой частоты при прохождении через контролируемый ма­териал. Применение метода СВЧ-поглощения для контроля ка­чества бетонных работ позволяет также осуществлять автомати­ческий контроль влажности сыпучих материалов.
При производстве бетонных работ в зимних условиях тщательно не реже чем через 2 ч проверяют температуру бетонной смеси у места укладки, а при ее приготовлении на приобъектных установ­ках — и у выхода из смесителя.