Основные требования к укладке бетонной смеси. Перед началом бетонирования проверяют (и оформляют актом) соответствие проекту опалубки, арматуры, расположения анкерных болтов и закладных частей, а также правильность устройства основания.
Перед бетонированием опалубку очищают от грязи и строительного мусора. Деревянную опалубку примерно за 1 ч до укладки смеси обильно смачивают, а оставшиеся щели законопачивают. В металлической опалубке зазоры заделывают алебастром.
Если бетонную смесь укладывают на ранее уложенный бетон основания, то во избежание обезвоживания укладываемой бетонной смеси обильно увлажняют бетон основания, причем перед бетонированием с поверхности основания удаляют остатки воды.
Если арматура установлена на всю высоту конструкции, при подаче бетонной смеси сверху может быть забрызгана вышерасположенная арматура, что впоследствии уменьшит сцепление бетона с арматурой. Этого следует избегать.
Перед бетонированием опалубку очищают от грязи и строительного мусора. Деревянную опалубку примерно за 1 ч до укладки смеси обильно смачивают, а оставшиеся щели законопачивают. В металлической опалубке зазоры заделывают алебастром.
Если бетонную смесь укладывают на ранее уложенный бетон основания, то во избежание обезвоживания укладываемой бетонной смеси обильно увлажняют бетон основания, причем перед бетонированием с поверхности основания удаляют остатки воды.
Если арматура установлена на всю высоту конструкции, при подаче бетонной смеси сверху может быть забрызгана вышерасположенная арматура, что впоследствии уменьшит сцепление бетона с арматурой. Этого следует избегать.
Основные требования к укладке бетонной смеси. Перед началом бетонирования проверяют (и оформляют актом) соответствие проекту опалубки, арматуры, расположения анкерных болтов и закладных частей, а также правильность устройства основания.
Перед бетонированием опалубку очищают от грязи и строительного мусора. Деревянную опалубку примерно за 1 ч до укладки смеси обильно смачивают, а оставшиеся щели законопачивают. В металлической опалубке зазоры заделывают алебастром.
Если бетонную смесь укладывают на ранее уложенный бетон основания, то во избежание обезвоживания укладываемой бетонной смеси обильно увлажняют бетон основания, причем перед бетонированием с поверхности основания удаляют остатки воды.
Если арматура установлена на всю высоту конструкции, при подаче бетонной смеси сверху может быть забрызгана вышерасположенная арматура, что впоследствии уменьшит сцепление бетона с арматурой. Этого следует избегать.
Бетонную смесь следует разгружать в опалубку как можно ближе к месту ее укладки. Попытки горизонтального перемещения вибратором порций бетонной смеси приводят к ее расслаиванию. Во избежание расслаивания бетонной смеси при ее подаче с высоты более 3 м применяют инвентарный виброхобот. Он состоит из приемного бункера и шарнирно соч-ленных между собой трубчатых звеньев длиной 100… 150 см. Хоботы (рис. Х,37) оснащают вибраторами, устанавливаемыми на звеньях, и секторным затвором на последнем звене. В хоботе устанавливают также специальные пластинчатые гасители скорости, что исключает расслаивание бетонной смеси при подаче ее с большой высоты.
Перед бетонированием опалубку очищают от грязи и строительного мусора. Деревянную опалубку примерно за 1 ч до укладки смеси обильно смачивают, а оставшиеся щели законопачивают. В металлической опалубке зазоры заделывают алебастром.
Если бетонную смесь укладывают на ранее уложенный бетон основания, то во избежание обезвоживания укладываемой бетонной смеси обильно увлажняют бетон основания, причем перед бетонированием с поверхности основания удаляют остатки воды.
Если арматура установлена на всю высоту конструкции, при подаче бетонной смеси сверху может быть забрызгана вышерасположенная арматура, что впоследствии уменьшит сцепление бетона с арматурой. Этого следует избегать.
Бетонную смесь следует разгружать в опалубку как можно ближе к месту ее укладки. Попытки горизонтального перемещения вибратором порций бетонной смеси приводят к ее расслаиванию. Во избежание расслаивания бетонной смеси при ее подаче с высоты более 3 м применяют инвентарный виброхобот. Он состоит из приемного бункера и шарнирно соч-ленных между собой трубчатых звеньев длиной 100… 150 см. Хоботы (рис. Х,37) оснащают вибраторами, устанавливаемыми на звеньях, и секторным затвором на последнем звене. В хоботе устанавливают также специальные пластинчатые гасители скорости, что исключает расслаивание бетонной смеси при подаче ее с большой высоты.
Х.37. Схема хобота
1 — воронка; 2 — звенья хобота; 3 — шарнирные сочленения; 4 — штурвал затвора; 5 — вибраторы
1 — воронка; 2 — звенья хобота; 3 — шарнирные сочленения; 4 — штурвал затвора; 5 — вибраторы
Помимо инвентарных виброхоботов могут применяться хоботы из конусных звеньев длиной 60…100 см, соединяемых между собой с помощью подвесок, а также мягкие хоботы из прорезиненных рукавов. Они удобны для подводного бетонирования и при бетонировании густоармированных конструкций.
Устройство рабочих швов. В отличие от конструкционных швов рабочие швы являются технологическими. Они представляют собой плоскость стыка между ранее уложенным затвердевшим бетоном и свежеуложенным. При возведении железобетонных конструкций рекомендуется там, где это возможно, непрерывно укладывать бетонную смесь. Иногда это является непременным технологическим условием, на_-дример при устройстве фундаментов под машины, работающие в динамических режимах. Однако в большинстве случаев при сооружении обычных железобетонных конструкций цо организационным и технологическим причинам перерывы в бетонировании неизбежны и, следовательно, неизбежно устройство рабочих швов.
В рабочих швах (рис. Х.38) в отличие от деформационных должны быть исключены перемещения стыкуемых поверхностей относительно друг друга. Следует также отметить, что плоскость стыка между старым и новым участками стыкуемой конструкции является как бы границей изменения направлений усадочных деформации швов
Устройство рабочих швов. В отличие от конструкционных швов рабочие швы являются технологическими. Они представляют собой плоскость стыка между ранее уложенным затвердевшим бетоном и свежеуложенным. При возведении железобетонных конструкций рекомендуется там, где это возможно, непрерывно укладывать бетонную смесь. Иногда это является непременным технологическим условием, на_-дример при устройстве фундаментов под машины, работающие в динамических режимах. Однако в большинстве случаев при сооружении обычных железобетонных конструкций цо организационным и технологическим причинам перерывы в бетонировании неизбежны и, следовательно, неизбежно устройство рабочих швов.
В рабочих швах (рис. Х.38) в отличие от деформационных должны быть исключены перемещения стыкуемых поверхностей относительно друг друга. Следует также отметить, что плоскость стыка между старым и новым участками стыкуемой конструкции является как бы границей изменения направлений усадочных деформации швов
Х.38. Расположение рабочих швов при бетонировании
а—в — колонны; г — бетонирование в направлении, параллельном балкам; д — то же, перпендикулярно балкам; 1 — прогоны; 2 — балкн; I-I — IV-IV — места возможных рабочих
Поэтому здесь возникают растягивающие усилия, ослабляющие зону стыка. Все это определяет повышенные требования к размещению стыков в конструкции, их конструктивному оформлению и технологии их выполнения.
Рабочие швы в вертикальных элементах (колонны, пилоны) устраивают горизонтально, строго перпендикулярно граням элемента. В балках, прогонах и плитах рабочий шов располагают вертикально, так как наклонный шов (в плоскости действия скалывающих напряжений) ослабляет конструкцию.
Шов обычно образуется путем установки щита из деревянных реек или досок с прорезями для арматуры.
Бетонирование может быть возобновлено после незначительного перерыва в работе, когда уложенный бетон еще находится в ранней стадии твердения и сохраняет некоторую подвижность или когда он уже приобрел начальную прочность.
В .первом случае, чтобы не повредить нарождающуюся кристал лизационную структуру ранее уложенного бетона и не нарушить его сцепления с арматурой при укладке свежего бетона, необходимо избегать сотрясений опалубки и на расстоянии до 1 м от стыка не применять вибраторов.
Во втором случае, если бетон уже достиг некоторой прочности (не менее 1..,1,2 МПа), поверхность, непосредственно примыкающую к стыку, бетонируют обычным способом. Для лучшего сцепления ранее уложенного бетона со свежим с плоскости стыка удаляют карбонатную пленку толщиной до 3 мк, которая образуется в результате взаимодействия минералов цемента с углекислотой. Затем бетон насекают, тщательно промывают или продувают сжатым воздухом и покрывают слоем цементного раствора толщиной
1,5…2 мм.
Применение пластифицирующих добавок. Для улучшения удобоукладываемости бетонной смеси без увеличения расхода цемента применяют пластифицирующие добавки-разжижители, которые позволяют повысить прочность и подвижность бетонной смеси, снизить ее водопотребление. Возможность получения подвижной бетонной смеси дает возможность использовать так .называемую литьевую технологию ее укладки, что резко снижает трудоемкость этого процесса, особенно при бетонировании густоармированных конструкций.
Применяемые в настоящее время пластифицирующие добавки в сухом виде сохраняют свои качества в течение 8… 12 мес. Однако, будучи .добавленными в бетон, они теряют способность создавать разжижающий эффект уже через 60…80 мин. Поэтому пластификатор добавляют в бетон непосредственно «а месте его укладки, загружая в сухом виде в -пропорции 0,5…0,7% массы цемента в доставившее бетонную смесь транспортное средство. После 5 мин нахождения в смеси пластификатора она готова к употреблению.
К числу наиболее проверенных отечественных суперпластификаторов можно отнести добавки С-3, которые изготовляют на основе сульфированных нафталинформальдегидных соединений. Этот суперпластификатор увеличивает подвижность бетонной смеси по осадке конуса с 2…3 до 18…20 см и на 15% уменьшает расход цемента.
Рабочие швы в вертикальных элементах (колонны, пилоны) устраивают горизонтально, строго перпендикулярно граням элемента. В балках, прогонах и плитах рабочий шов располагают вертикально, так как наклонный шов (в плоскости действия скалывающих напряжений) ослабляет конструкцию.
Шов обычно образуется путем установки щита из деревянных реек или досок с прорезями для арматуры.
Бетонирование может быть возобновлено после незначительного перерыва в работе, когда уложенный бетон еще находится в ранней стадии твердения и сохраняет некоторую подвижность или когда он уже приобрел начальную прочность.
В .первом случае, чтобы не повредить нарождающуюся кристал лизационную структуру ранее уложенного бетона и не нарушить его сцепления с арматурой при укладке свежего бетона, необходимо избегать сотрясений опалубки и на расстоянии до 1 м от стыка не применять вибраторов.
Во втором случае, если бетон уже достиг некоторой прочности (не менее 1..,1,2 МПа), поверхность, непосредственно примыкающую к стыку, бетонируют обычным способом. Для лучшего сцепления ранее уложенного бетона со свежим с плоскости стыка удаляют карбонатную пленку толщиной до 3 мк, которая образуется в результате взаимодействия минералов цемента с углекислотой. Затем бетон насекают, тщательно промывают или продувают сжатым воздухом и покрывают слоем цементного раствора толщиной
1,5…2 мм.
Применение пластифицирующих добавок. Для улучшения удобоукладываемости бетонной смеси без увеличения расхода цемента применяют пластифицирующие добавки-разжижители, которые позволяют повысить прочность и подвижность бетонной смеси, снизить ее водопотребление. Возможность получения подвижной бетонной смеси дает возможность использовать так .называемую литьевую технологию ее укладки, что резко снижает трудоемкость этого процесса, особенно при бетонировании густоармированных конструкций.
Применяемые в настоящее время пластифицирующие добавки в сухом виде сохраняют свои качества в течение 8… 12 мес. Однако, будучи .добавленными в бетон, они теряют способность создавать разжижающий эффект уже через 60…80 мин. Поэтому пластификатор добавляют в бетон непосредственно «а месте его укладки, загружая в сухом виде в -пропорции 0,5…0,7% массы цемента в доставившее бетонную смесь транспортное средство. После 5 мин нахождения в смеси пластификатора она готова к употреблению.
К числу наиболее проверенных отечественных суперпластификаторов можно отнести добавки С-3, которые изготовляют на основе сульфированных нафталинформальдегидных соединений. Этот суперпластификатор увеличивает подвижность бетонной смеси по осадке конуса с 2…3 до 18…20 см и на 15% уменьшает расход цемента.