АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Подвижный состав безрельсовых дорог включает тракторы и автомобили. Тракторы (в первую очередь гусеничные) используют в основном для отдельных перевозок в условиях бездорожья. Наи­более массовым средством строительного транспорта являются автомобили различных типов грузоподъемностью 1,5 …40 т. В зависимости от ходовой части автомобили делятся на машины обычной проходимости (у которых ведущими, т. е. соединенными передачей с двигателем, являются колеса задней оси) и повышен­ной проходимости (у которых все колеса являются ведущими).
Наиболее распространенный тип машин — двухосный. На заднюю ось такой груженой машины передается около 65% ее массы.
По назначению и роли в технологии строительного производ­ства средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы: автомобили общетранспортного назначения и специа­лизированные автотранспортные средства. Последние кроме транспортных функций выполняют и дополнительные: предохраня­ют бетонную смесь от расслоения, приготовляют смесь в пути, предотвращают поломки перевозимых конструкций и др.

Подвижный состав безрельсовых дорог включает тракторы и автомобили. Тракторы (в первую очередь гусеничные) используют в основном для отдельных перевозок в условиях бездорожья. Наи­более массовым средством строительного транспорта являются автомобили различных типов грузоподъемностью 1,5 …40 т. В зависимости от ходовой части автомобили делятся на машины обычной проходимости (у которых ведущими, т. е. соединенными передачей с двигателем, являются колеса задней оси) и повышен­ной проходимости (у которых все колеса являются ведущими).
Наиболее распространенный тип машин — двухосный. На заднюю ось такой груженой машины передается около 65% ее массы.
По назначению и роли в технологии строительного производ­ства средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы: автомобили общетранспортного назначения и специа­лизированные автотранспортные средства. Последние кроме транспортных функций выполняют и дополнительные: предохраня­ют бетонную смесь от расслоения, приготовляют смесь в пути, предотвращают поломки перевозимых конструкций и др.
 
IV.16. Автомобили общетранспортного на­значения
а — с открытой платформой и бортами; б — тягач с седельно-сцепным устройством и опорной плитой; 1 — кузов; 2 — шасси; 5 — седельно-сцепное устройство; 4 — опор­ная плита
Автомобили общетранспортного на­значения Автобетоновоз
 
IV.17. Автобетоновоз
а — транспортное положение; б — положение при выгрузке смеси; 1 — шасси; 2 — крышка в открытом состоянии; 3— то же, в закрытом; 4 — кузов; 5 — упор; 6 — гидроцилиндр крышки кузова; 7 — подъемник кузова
 
К группе автомобилей общетранспортного назначения относят­ся грузовые автомобили с кузовом в виде открытой платформы с откидывающимися бортами (рис. IV. 16), автомобили-тягачи и автомобили-самосвалы.
Тягачи — это машины с укороченными шасси без кузова, пред­назначенные для перевозки грузов на одноосных или двухосных прицепах (буксирные тягачи) или полуприцепах (седельные тягачи). Наиболее распространены последние, так как их сцепной вес увеличивается за счет передаваемой от полуприцепа нагрузки, в связи с чем возрастает и тяговое усилие. В, качестве буксирных тягачей используют также колесные и гусеничные тракторы.
Обычно тяговое усилие автомобиля не полностью используется при перевозке груза. Поэтому на хороших дорогах к машине еще прикрепляют один или два прицепа, загружаемых однородным материалом. Образуемый таким образом автопоезд позволяет более эффективно использовать автотранспорт, хотя при этом не- сколько повышается износ машин и увеличиваются расходы на их ремонт.
Самосвалы находят, широкое применение при перевозках кам­ня, щебня, песка, грунтов, бетонной смеси и других материалов. Разгружается кузов в большинстве случаев назад. Имеются кон­струкции с разгрузкой на три стороны.
В настоящее время автомобильная промышленность освоила выпуск грузовых автомобилей общего назначения в северном ис­полнении для работы в особо трудных условиях при низких отри­цательных температурах.
Специализированные автотранспортные средства строительно­го производства представлены значительным числом типов, что вызвано многообразием их функционального назначения. Специа­лизированные автотранспортные средства при выполнении своих функций должны иметь высокую маневренность и мобильность. Под маневренностью подразумевается возможность установки то экспортного средства под погрузку и разгрузку в стесненных условиях с минимальными затратами времени. Мобильность транспортных средств характеризуется возможностью приведения их в рабочее транспортное состояние и перебазирования их от места разгрузки к месту погрузки при минимальных затратах времени.
Рассмотрим следующие виды специализированных автотран­спортных средств.
Автобетоновозы служат для перевозки готовой,бетонной смеси (рис. IV. 17). Они имеют высокие кузова мульдообразной (коры­тообразной) формы, расположенные в зоне минимальной вибра­ции рамы базового автомобиля, благодаря чему при перевозке бетонная смесь не расслаивается. Для предохранения смеси от воздействия атмосферных осадков и ветра кузов снабжен крыш­кой, а для предохранения смеси от воздействия низких темпера­тур — двойной обшивкой, образующей термоизолирующие полости между ее листами, которые позволяют утеплить кузов термоизоля­ционным материалом (или пропустить выхлопные газы) в особо суровых климатических условиях.
Авторастворовозы (рис. IV.18) предназначены для перевозки строительных растворов разных марок и консистенций с механи­ческим побуждением внутри и для порционной выдачи раствора потребителям.
Автобетоносмесители (рис. IV.19) применяют для приготовле­ния бетонной смеси в пути следования машины или для перевозки на дальние расстояния бетонной смеси, приготовленной на бетон­ном заводе.
В первом случае в барабан автобетоносмесителя на  бетонномзаводе загружают сухую бетонную смесь из отдозированных ком­понентов. Воду подают в смесительный барабан перед прибытием на объект. Готовую смесь выгружают путем вращения смеситель­ного барабана в обратную сторону.
Во втором случае автобетоносмеситель служит только сред­ством транспортирования. При этом барабан в пути следования медленно вращается, предотвращая расслоение бетонной смеси.
Для бестарных перевозок основных порошкообразных и пыле­видных строительных материалов (цемента, гипса, извести, моло­того известняка, сухой золы, минерального порошка) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для разгрузки и самозагрузки (или только для разгрузки), не требующие тяжелых и трудоемких работ. (Автоцементовоз с пневмовыгрузкой (рис. IV. 20) состоит из тягача и цистерны-полуприцепа, которая распо­ложена с уклоном 6… 9° в сторону выгрузки. Сверху цистерна обо­рудована герметично закрываемым загрузочным люком, а вну­три — аэролотками для пневморазгрузки.
Массовое применение сборного железобетона в современном строительстве потребовало создания специализированного техно­логического транспорта для перевозки сборных конструкций. Ос­новные показатели, характеризующие условия перевозки и влия­ющие на конструктивное исполнение транспортных средств,— габаритные размеры и масса изделий, их транспортное положение, допустимые места опирания и крепления, восприимчивость к дина­мическим нагрузкам.
Машины для перевозки конструкций имеют тягач с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском. Наибольшее распростра­нение при транспортировании крупногабаритных конструкций получили машины, состоящие из автомобильного седельного тяга­ча и навешиваемых на его седельно-сцепиое устройство специали­зированных полуприцепов.
Полуприцепы в зависимости от транспортируемых строитель­ных грузов имеют следующее назначение.
Плитовозы и балковозы (рис. IV.21,a, б) предназначены для перевозки плит, балок, колонн, свай, опор линий электропередачи и светильников. Эти изделия близки друг к другу по размерам и массе, а также по условиям перевозки. Сравнительно небольшая высота этих изделий в транспортном положении определила еди­ную для плитовозов и балковозов конструктивную схему — высо­корамный полуприцеп платформенного типа. Транспортное поло­жение плит, колонн, свай, опор ЛЭП и светильников — горизон­тальное, балок и ригелей — в рабочем положении.
Авторастворовоз
 
IV.18. Авторастворовоз
1— базовый  автомобиль; 2— цистерна; 3 — смесительное устройство; 4 — затвор; 5 — при­вод смесительного устройства; 6 — люк; 7 — леиточиый конвейер
Автобетоносмеснтель
 
IV.19. Автобетоносмеснтель
1 — базовый автомобиль; 2 — бак для воды; 3 — смесительный барабан; 4 — загрузочно-раз-грузочное устройство; 5 — рама; 6 — система управления; 7 — привод смесительного барабана
Автоцементовоз с пневмовыгрузкой
 
IV.20. Автоцементовоз с пневмовыгрузкой
1—тягач; 2 — площадка; 3 — пневиооборудоваиие; 4 — цистерна; 5 — разгрузочное устройст­во; 6 — опорные стойки; 7 — рукав; 8 — компрессор
 

Панелевозы (рис. IV.21,в) служат  для   перевозки   стеновых панелей и других плоских строительных конструкций,   прочность которых не позволяет транспортировать их в горизонтальном-положении. Панелевозы имеют специальные   приспособления   для фиксации деталей и конструкций во время перевозки.
Фермовозы (рис.IV.21,г) предназначены для перевозки раз­личных ферм, а также других строительных изделий, транспорти-

Специализированные полуприцепы
IV.21. Специализированные полуприцепы
a — плитовоз; б — раздвижной балковоз; в — панелевоз; г — фермовоз; 3 — сантехкабиновоз;
1 — автомобиль-тягач;  2 — опорно-сцепное устройство;  3 — опорное стояночное устройство;
4 — двухосная поворотная платформа
 

Мототележка

 
IV.22. Мототележка
1 — самосвальный   кузов; 2 — передний   ведущий мост; 3 — задняя ось с управляемыми колесами; 4 — двигатель

 
рование которых требует их установки и крепления в положении, близком к рабочему.
Сантехкабиновозы (рис. IV.21,д) и блоковозы используют для перевозки объемных элементов и элементов объемно-блочного домостроения.
К специализированным видам транспорта относятся также прицепы-тяжеловозы для перевозки крупногабаритных тяжелых грузов и машин. Грузоподъемность прицепов-тяжеловозов колеб­лется от 20 до 120 т.
Одним из видов внутрипостроечного автотранспорта являются мототележки (рис. IV.22), имеющие кузов относительно неболь­шой вместимости (0,25 м3). Они предназначены для перевозки грузов на небольшие расстояния (0,5…3 км), имеют большую маневренность, быстро загружаются и разгружаются.
Сменная производительность автотранспортной единицы (оди­ночного автомобиля и автопоезда) Пс и необходимое число таких единиц Н могут быть определены по формулам:
Пс = Т1Г0К1/(Т + 2L/vСр); H=Ггр\\(Г0Т2К2),
где t1 — фактическое число часов работы транспортной единицы (без учета вре­мени, затрачиваемого на выезд и возвращение в гараж); Г0 — грузоподъемность транспортной единицы, т; К1 — коэффициент использования грузоподъемности транспортной единицы (в зависимости от характера груза принимается равным 0,5… 1); Т — суммарное время разгрузки и погрузки транспортной единицы, ч; L — плечо перевозки груза в один конец, км; vcp — средняя скорость движения, км/ч; ГГр — грузопоток за расчетный период, т; Т2 — продолжительность расчет­ного периода переработки грузопотока; К2 — коэффициент сменности работы автотрэкспортных средств.