УСТРОЙСТВО ОПАЛУБКИ

Трудоемкость устройства опалубки составляет до 40% трудо­емкости всего комплекса бетонных работ, а стоимость доходит до 10…20% стоимости бетонируемой конструкции. Поэтому совер­шенствование опалубочных работ является одним из реальных пу­тей повышения технико-экономической эффективности монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Опалубкой называют формообразующую временную конструк­цию, состоящую из собственно формы, поддерживающих лесов и крепежных устройств. Конструкция опалубки должна в процессе бетонирования обеспечивать прочность, жесткость и неизменяемость бетонируемой конструкции, а также ее проектные размеры.
При расчете опалубки учитывают вертикальные и горизонталь­ные нагрузки от собственной массы опалубки и лесов, бетонной смеси, арматуры, людей, механизмов для перевозки бетонной сме­си по бетонируемому горизонту, от воздействия ветра, вибрирова­ния и динамических нагрузок, возникающих при выгрузке бетон­ной смеси в опалубку.
Боковые элементы опалубки рассчитывают на давление бетон­ной смеси. При этом принято считать, что давление этой массы распространяется в глубь бетона не более чем на 1 м.
Конструкция опалубки должна обеспечивать достаточные проч­ность, надежность, простоту монтажа и демонтажа ее элементов, возможность укрупненной сборки и широкую вариантность компо­новки при их минимальной номенклатуре.

Трудоемкость устройства опалубки составляет до 40% трудо­емкости всего комплекса бетонных работ, а стоимость доходит до 10…20% стоимости бетонируемой конструкции. Поэтому совер­шенствование опалубочных работ является одним из реальных пу­тей повышения технико-экономической эффективности монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Опалубкой называют формообразующую временную конструк­цию, состоящую из собственно формы, поддерживающих лесов и крепежных устройств. Конструкция опалубки должна в процессе бетонирования обеспечивать прочность, жесткость и неизменяемость бетонируемой конструкции, а также ее проектные размеры.
При расчете опалубки учитывают вертикальные и горизонталь­ные нагрузки от собственной массы опалубки и лесов, бетонной смеси, арматуры, людей, механизмов для перевозки бетонной сме­си по бетонируемому горизонту, от воздействия ветра, вибрирова­ния и динамических нагрузок, возникающих при выгрузке бетон­ной смеси в опалубку.
Боковые элементы опалубки рассчитывают на давление бетон­ной смеси. При этом принято считать, что давление этой массы распространяется в глубь бетона не более чем на 1 м.
Конструкция опалубки должна обеспечивать достаточные проч­ность, надежность, простоту монтажа и демонтажа ее элементов, возможность укрупненной сборки и широкую вариантность компо­новки при их минимальной номенклатуре.
По оборачиваемости различают опалубку неинвентарную, используемую только для одного сооружения, и инвентарную, т. е. многократно используемую. Инвентарная опалубка может быть разборно-переставной и подвижной. Разновидностью неинвентарной опалубки является несъемная опалубка (опалубка-облицовка).
Опалубка может быть деревянной, деревометаллической, метал­лической, железобетонной, армоцементной, из синтетических или прорезиненных тканей.
Деревянную опалубку изготовляют из древесины влажностью не более 25%.
Для палубы щитов наиболее практично применять водостойкую бакелизированную фанеру или листовые стеклопластики. Для сни­жения адгезии с бетоном и повышения качества лицевых бетонных поверхностей используют также покрытия палубы щитов пленками на основе полимеров.
Деревометаллическая опалубка имеет более высокую оборачи­ваемость.
При проектировании общественных зданий, как правило, ис­пользуют естественную поверхность в качестве элемента архитек­турного оформления, придавая ей в процессе бетонирования тот или иной рельеф или текстуру. Необходимый рельеф поверхности бетонируемой конструкции достигают путем устройства между до­сками опалубки швов, укрепления на поверхности опалубки, при­легающей к бетону, вкладышей или использования рельефной синтетической опалубки. Текстуру под древесину получают за счет выполнения палубы щитов из нестроганых досок.
Металлическую опалубку изготовляют из стальных листов толщиной 1,5…2 мм и прокатных профилей. Она должна иметь быстроразъемные соединения.
Важной проблемой является уменьшение сцепления бетона с опалубкой. Это сцепление зависит от адгезии (прилипания) и когезии (прочности на растяжение пограничных слоев на контакте «опалубка — бетон») бетона, его усадки и характера формующей поверхности опалубки.
Адгезия заключается в том, что при укладке и виброуплотнении бетонная смесь приобретает свойства пластичности и поэтому сплошность контакта между ней и опалубкой возрастает.
Если палуба выполнена из слабосмачивающихся (гидрофоб­ных) материалов, например пластиков, текстолита и т. п., и имеет гладкую поверхность, сцепление с опалубкой незначительно. Если палуба выполнена из сильносмачивающихся (гидрофильных) ма-. териалов, например стали, дерева и т. п., имеет шероховатую по­верхность или пористую структуру, сплошность и площадь контакта возрастают и, следовательно, увеличивается адгезия (рис. X. 2). Так, например, нормальное сцепление для необработанной стали с тяжелым бетоном марки М150 составляет 0,18, а для стекло­пластика — всего 0,03 МПа.
Если адгезия мала, а когезия велика, при распалубке отрыв происходит по плоскости контакта и формующая поверхность опа­лубки остается чистой, а лицевые поверхности забетонированной конструкции получаются хорошего качества.

Краевой угол смачивания поверхности

 
Х.2. Краевой угол смачивания поверхности
а — гидрофильной;    б — гидрофобной   (со смазкой)
 
Силы адгезии можно уменьшить, используя для формующих поверхностей опалубки гидрофобные материалы, нанося на поверх­ность палубы специальные смазки и противоадгезионные гидро-фобиризующие покрытия. Наиболее практичны комбинированные смазки в виде так называемых обратных эмульсий. В них помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания вводят пластифи­цирующие добавки. Они пластифицируют бетон в зоне контакта с опалубкой и облегчают ее отрыв.
Нанесение специальных смазок или противоадгезионных гидро-фобизирующих покрытий снижает силы сцепления бетона с опалуб­кой. Так, после смазывания стальной опалубки силы нормального сцепления бетона в возрасте 1 сут уменьшаются более чем в 4…5 раз.