УКЛАДКА БЕТОННОЙ СМЕСИ

Основные требования к укладке бетонной смеси. Перед началом бетонирования проверяют (и оформляют актом) соответствие про­екту опалубки, арматуры, расположения анкерных болтов и за­кладных частей, а также правильность устройства основания.
Перед бетонированием опалубку очищают от грязи и строитель­ного мусора. Деревянную опалубку примерно за 1 ч до укладки смеси обильно смачивают, а оставшиеся щели законопачивают. В металлической опалубке зазоры заделывают алебастром.
Если бетонную смесь укладывают на ранее уложенный бетон основания, то во избежание обезвоживания укладываемой бетон­ной смеси обильно увлажняют бетон основания, причем перед бе­тонированием с поверхности основания удаляют остатки воды.
Если арматура установлена на всю высоту конструкции, при подаче бетонной смеси сверху может быть забрызгана вышераспо­ложенная арматура, что впоследствии уменьшит сцепление бетона с арматурой. Этого следует избегать.

Основные требования к укладке бетонной смеси. Перед началом бетонирования проверяют (и оформляют актом) соответствие про­екту опалубки, арматуры, расположения анкерных болтов и за­кладных частей, а также правильность устройства основания.
Перед бетонированием опалубку очищают от грязи и строитель­ного мусора. Деревянную опалубку примерно за 1 ч до укладки смеси обильно смачивают, а оставшиеся щели законопачивают. В металлической опалубке зазоры заделывают алебастром.
Если бетонную смесь укладывают на ранее уложенный бетон основания, то во избежание обезвоживания укладываемой бетон­ной смеси обильно увлажняют бетон основания, причем перед бе­тонированием с поверхности основания удаляют остатки воды.
Если арматура установлена на всю высоту конструкции, при подаче бетонной смеси сверху может быть забрызгана вышераспо­ложенная арматура, что впоследствии уменьшит сцепление бетона с арматурой. Этого следует избегать.
Бетонную смесь следует разгружать в опалубку как можно ближе к месту ее укладки. Попытки горизонтального перемещения вибратором порций бетонной смеси приводят к ее расслаи­ванию. Во избежание расслаи­вания бетонной смеси при ее подаче с высоты более 3 м применяют инвентарный виб­рохобот. Он состоит из прием­ного бункера и шарнирно соч-ленных между собой трубча­тых звеньев длиной 100… 150 см. Хоботы (рис. Х,37) осна­щают вибраторами, устанавли­ваемыми на звеньях, и сектор­ным затвором на последнем звене. В хоботе устанавливают также специальные пластин­чатые гасители скорости, что исключает расслаивание бе­тонной смеси при подаче ее с большой высоты.

Схема хобота

 
Х.37. Схема хобота
1 — воронка; 2 — звенья хобота; 3 — шар­нирные сочленения; 4 — штурвал затвора; 5 — вибраторы
 
Помимо инвентарных виб­рохоботов могут применяться хоботы из конусных звеньев длиной 60…100 см, соединяе­мых между собой с помощью подвесок, а также мягкие хо­боты из прорезиненных рука­вов. Они удобны для подвод­ного бетонирования и при бе­тонировании густоармирован­ных конструкций.
Устройство рабочих швов. В отличие от конструкционных швов рабочие швы являются технологическими. Они представляют собой плоскость стыка меж­ду ранее уложенным затвердевшим бетоном и свежеуложенным. При возведении железобетонных  конструкций  рекомендуется там, где это возможно, непрерывно укладывать  бетонную  смесь. Иногда это является непременным технологическим условием, на_-дример при устройстве фундаментов под машины, работающие в динамических режимах. Однако в большинстве случаев при соору­жении обычных железобетонных конструкций цо организационным и технологическим причинам перерывы в бетонировании неизбежны и, следовательно, неизбежно устройство рабочих швов.
В рабочих швах (рис. Х.38) в отличие от деформационных долж­ны быть исключены перемещения стыкуемых поверхностей относи­тельно друг друга. Следует также отметить, что плоскость стыка между старым и новым участками стыкуемой конструкции является как бы границей изменения направлений усадочных деформации швов

Расположение рабочих швов при бетонировании

 
Х.38. Расположение рабочих швов при бетонировании
а—в — колонны; г — бетонирование в направлении, параллельном балкам; д — то же, пер­пендикулярно балкам; 1 — прогоны; 2 — балкн; I-I — IV-IV — места возможных рабочих
 
Поэтому здесь возникают растягивающие усилия, ослабляющие зону стыка. Все это определяет повышенные требования к размещению стыков в конструкции, их конструктивному оформлению и техноло­гии их выполнения.
Рабочие швы в вертикальных элементах   (колонны,  пилоны) устраивают горизонтально, строго перпендикулярно граням элемента. В балках, прогонах и плитах рабочий шов располагают верти­кально, так как наклонный шов (в плоскости действия скалываю­щих напряжений) ослабляет конструкцию.
Шов обычно образуется путем установки щита из деревянных реек или досок с прорезями для арматуры.
Бетонирование может быть возобновлено после незначительного перерыва в работе, когда уложенный бетон еще находится в ранней стадии твердения и сохраняет некоторую подвижность или когда он уже приобрел начальную прочность.
В .первом случае, чтобы не повредить нарождающуюся кристал лизационную структуру ранее уложенного бетона и не нарушить его сцепления с арматурой при укладке свежего бетона, необходимо из­бегать сотрясений опалубки и на расстоянии до 1 м от    стыка не применять вибраторов.
Во втором случае, если бетон уже достиг некоторой прочности (не менее 1..,1,2 МПа), поверхность, непосредственно примыкаю­щую к стыку, бетонируют обычным способом. Для лучшего сцеп­ления ранее уложенного бетона со свежим с плоскости стыка уда­ляют карбонатную пленку толщиной до 3 мк, которая образуется в результате взаимодействия минералов цемента с углекислотой. За­тем бетон насекают, тщательно промывают или продувают сжатым воздухом и покрывают слоем цементного раствора толщиной
1,5…2 мм.
Применение пластифицирующих добавок. Для улучшения удобоукладываемости бетонной смеси без увеличения расхода це­мента применяют пластифицирующие добавки-разжижители, кото­рые позволяют повысить прочность и подвижность бетонной смеси, снизить ее водопотребление. Возможность получения подвижной бетонной смеси дает возможность использовать так .называемую литьевую технологию ее укладки, что резко снижает трудоемкость этого процесса, особенно при бетонировании густоармированных конструкций.
Применяемые в настоящее время пластифицирующие добавки в сухом виде сохраняют свои качества в течение 8… 12 мес. Однако, будучи .добавленными в бетон, они теряют способность создавать разжижающий эффект уже через 60…80 мин. Поэтому пластифика­тор добавляют в бетон непосредственно «а месте его укладки, заг­ружая в сухом виде в -пропорции 0,5…0,7% массы цемента в доста­вившее бетонную смесь транспортное средство. После 5 мин нахож­дения в смеси пластификатора она готова к употреблению.
К числу наиболее проверенных отечественных суперпластифи­каторов можно отнести добавки С-3, которые изготовляют на осно­ве сульфированных нафталинформальдегидных соединений. Этот суперпластификатор увеличивает подвижность бетонной смеси по осадке конуса с 2…3 до 18…20 см и на 15% уменьшает расход цемента.