РАЗРАБОТКА ГРУНТА МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ — РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЗЕМЛЕРОЙНЫМИ МАШИНАМИ

При механизированном способе на грунт действует усилие ре­зания различных машин. В результате определенные порции грунта отделяются от массива и могут быть перемещены и уложены в на­сыпь. Если машина только режет грунт, она носит название зем­леройной. Если машина разрабатывает и перемещает грунт, она называется землеройно-транспортной.

К землеройным машинам относятся экскаваторы различных типов: одноковшовые (прямая и обратная лопата, драглайн, грей­фер), многоковшовые (цепные, роторные) и фрезерные.
В зависимости от ходового устройства различают гусеничные, тшевмоколесные, автомобильные и шагающие экскаваторы, а так­же оборудованные гидравлической, пневматической и электричес­кой системами управления.
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами. В промыш­ленном и гражданском строительстве применяют экскаваторы с ковшом вместимостью от 0,15 до 2, реже до 4 м3. Они имеют ком­плект сменного оборудования, включающий прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер. Кроме того, стрела, входящая в ком­плект драглайна и грейфера, .может быть оборудована грузовым крюком или клином-бабой.

При механизированном способе на грунт действует усилие ре­зания различных машин. В результате определенные порции грунта отделяются от массива и могут быть перемещены и уложены в на­сыпь. Если машина только режет грунт, она носит название зем­леройной. Если машина разрабатывает и перемещает грунт, она называется землеройно-транспортной.
К землеройным машинам относятся экскаваторы различных типов: одноковшовые (прямая и обратная лопата, драглайн, грей­фер), многоковшовые (цепные, роторные) и фрезерные.
В зависимости от ходового устройства различают гусеничные, тшевмоколесные, автомобильные и шагающие экскаваторы, а так­же оборудованные гидравлической, пневматической и электричес­кой системами управления.
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами. В промыш­ленном и гражданском строительстве применяют экскаваторы с ковшом вместимостью от 0,15 до 2, реже до 4 м3. Они имеют ком­плект сменного оборудования, включающий прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер. Кроме того, стрела, входящая в ком­плект драглайна и грейфера, .может быть оборудована грузовым крюком или клином-бабой.
Прямая лопата (рис. V.16, а) представляет собой открытый сверху ковш с режущим передним краем, жестко насаженный на рукоять, которая шарнирно соединена со стрелой машины и выд­вигается вперед с помощью напорного механизма. Опорожняется ковш путем открывания его днища. Такая конструкция прямой ло­паты обеспечивает ей наибольшую производительность. Для рых­ления грунта режущий край ковша снабжен зубьями. Это относит­ся ко всем видам сменного оборудования, но выпускаются ковши и без зубьев — со сплошной (обычно полукруглой) режущей кром­кой. При разработке грунтов I к II групп экскаватор .может быть оборудован ковшом увеличенного объема. Разрабатывают грунт, когда экскаватор стоит на дне разрабатываемого забоя. На неболь-\’
шую глубину он может отрывать грунт и ниже горизонта стояния, для чего устраивают пандус, позволяющий установить машину в забое выемки.
Схемы рабочих параметров одноковшового экскаватора
 
V.16. Схемы рабочих параметров одноковшового экскаватора
а-прямой лопаты; б — обратной лопаты; в — обратной лопаты с поворотным ковшом; г-драглайна, д — грейфера
 
Обратная лопата (рис. V.16, б)— это открытый  снизу ковш  срежущим передним краем, жестко насаженный на рукоять,  шарнирно соединенную (без напорного механизма) со   стрелой.   По мере протягивания назад ковш заполняется  грунтом. Затем при вертикальном положении рукояти ковш переводят к месту выгрузки и разгружают путем подъема с одновременным  опрокидыванием. Рабочая зона расположена ниже горизонта стояния машины. Современные модели экскаваторов с обратной лопатой имеют гидропровод, позволяющий ковшу поворачиваться относительно рукояти (рис. V.16,6).
Ковш драглайна (рис. V.16, г) навешивают на канатах на удли­ненную стрелу кранового типа. Ковш забрасывают в выемку на расстояние, несколько превышающее длину стрелы, его заполняют грунтом путем подтягивания по поверхности к стреле. Затем ковш поднимают в горизонтальное положение к стреле и поворотом ма­шины переводят на место разгрузки. Опорожняется ковш при ослаб­лении тягового каната. Драглайном можно разрабатывать грунт, не только сильно насыщенный влагой, но и находящийся под слоем воды.
Грейфер (рис. V.16, д) представляет собой ковш с двумя или более лопастями и канатным приводом, принудительно смыкающим эти лопасти. Грейфер навешивают на такую же стрелу, что и драглайн. С помощью грейфера можно разрабатывать выемки с вертикальными стенками. При повороте стрелы ковш перемещается к месту разгрузки и опорожняется при принудительном раскрытии лопастей. Грейфер погружается в грунт только за счет собствен­ной массы ковша. Грейфер применяют обычно для разработки грун. тов малой плотности (I и II группы) и находящихся под водой Более плотные грунты предварительно необходимо рыхлить.
Производительность одноковшового экскаватора снижается по мере увеличения плотности грунта. Кроме того, она зависит от спо­соба разработки грунта (при работе «на вымет» производитель­ность повышается, при погрузке на транспортные средства — сни­жается), вместимости ковша и конструктивного решения кромки ковша. Экскаваторы с ковшами малой вместимости (до 0,5 м3) об­служивает один машинист; их применяют только для разработки грунтов I…III групп. Более мощные экскаваторы обслуживают ма­шинист и его помощник. Они могут разрабатывать (кроме грейфера) грунты всех шести групп (наиболее плотные — после предваритель­ного рыхления).
Производительность экскаватора можно повысить, уменьшив угол поворота стрелы и увеличив вместимость ковша. Для этого необходимо максимально заполнять ковш грунтом (с «шапкой»), а  также совмещать процессы резания грунта с поворотом стрелы и др.
Разработанный одноковшовыми экскаваторами грунт перевозят самосвалы, тракторы с прицепами, железнодорожные составы, гид­равлический транспорт, реже-ленточные конвейеры.
При транспортировании грунта ленточными конвейерами загру­зочное звено конвейера устанавливают параллельно оси проходки экскаватора, а погрузочный ковш-питатель перемещают вдоль за­грузочного звена по мере продвижения экскаватора. При переме­щении экскаватора на следующую заходку загрузочное звено от-рихтовывают в новое положение. При погрузке в железнодорожд ные составы рельсовый путь следует укладывать параллельно оси проходки экскаватора. График движения землевозных составов дол­жен быть сделан таким образом, чтобы перерывы между отправлением загруженного состава и подачей порожнего были минимальными и состав передвигался по мере загрузки вагонов. Обычно в автосамосвал входит 3—6 ковшей грунта. Допустимый недогруз не должен превышать 10%, перегруз — 5%.
Рабочее место экскаватора (т. е. место, где он разрабатывает грунт) называется забоем. Геометрические размеры и форма забоя зависят от оборудования экскаватора и его параметров, размеров выемки, видов транспорта и принятой схемы разработки грунта. Применение рациональных приемов работы в правильно выбран­ном забое обеспечивает максимальную эффективность применяемо­го оборудования и высокую производительность при минимальной себестоимости землеройных работ. В технических характеристиках экскаваторов любой марки приведены, как правило, максимальные показатели их: радиусы резания, выгрузки, высота выгрузки и др. Работа на максимальных для дайной машины параметрах приво­дит к ее быстрому износу и, как следствие, к снижению ее произво­дительности.
Если высота забоя относительно мала (например, при разра­ботке планировочной выемки), целесообразно использовать экска­ватор вместе с бульдозером. Последний разрабатывает грунт и пе­ремещает его к рабочему месту экскаватора. Здесь бульдозер оку­чивает грунт, обеспечивая при этом достаточную высоту забоя, что позволяет эффективно использовать экскаватор.
Экскаватор и транспортные средства должны быть расположе­ны таким образом, чтобы средний угол поворота экскаватора от места заполнения ковша до места его выгрузки был минималь­ным, так как на поворот стрелы расходуется до 70% рабочего времени цикла экскаватора.
Для прямой лопаты различают лобовой и боковой забои. В ло­бовом забое экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и от­гружает его на транспортные средства, которые подают к экскава­тору по дну забоя. В этом случае автомобили подходят задним ходом попеременно то с одной, то с другой стороны забоя. Соот­ветственно и грунт разрабатывается то с. одной, то с другой сто­роны от беи проходки, при этом угол поворота достигает 140° и более, что снижает производительность экскаватора. Лобовой за­бой применяют в редких случаях (при разработке экскаватором\’ пионерной траншеи, въездного пандуса и др.).
В боковом забое экскаватор разрабатывает грунт по одну сто­рону от оси движения и грузит его на транспортные средства, по­даваемые по другую сторону от оси проходки. При этом обеспечиваются благоприятные условия для движения транспорта, а средний  угол поворота составляет 70… 90°. Поэтому после пионерной проходки весь оставшийся в выемке грунт разрабатывают способом продольного бокового забоя (рис.V.17.).
Схема определения проходки экскаватора
 
V.17.  Схема  определения  проходки  экскаватора
1, 2 — стоянки экскаватора
Схемы проходок одноковшового экскаватора с прямой лопатой н подачи транспорта
 
V.18. Схемы проходок одноковшового экскаватора с прямой лопатой н подачи транспорта
а — при проходке пионерной траншей и последу­ющих боковых проходках: О.Э.1, О.Э.2 — стоянки экскаватора; O.T.1, O.T.2 — стоянки транспорта; 1—3 — последовательность разработки грунта; б — при поперечных проходках
 

Схема разработки котлована большой глубины последовательными проходками

 
V.19. Схема разработки котлована большой глубины последовательными проходками (I— VI экскаватора с прямой лопатой 1—5 — последовательность разработки грунта

Некоторые виды выемок (например, планировочные) можно разрабатывать боковым забоем с движением транспорта на одно,м уровне с экскаватором. Иногда для перехода к разработке с бо­ковым забоем необходимо вначале отрывать так называемую пионерную траншею, которую экскаватор начинает разрабатывать, опустившись на дно забоя по пандусу (рис. V.18,с).
Если высота выгрузки экскаватора больше или равна сумме глубины выемки, высоты борта автосамосвала или другой транс­портной единицы и при этом добавляется 0,5 м (на «шапку» над бортом), пионерную траншею разрабатывают боковым забоем при движении транспорта по дневной поверхности на расстоянии не менее 1 м от края выемки.
При значительных в плане размерах выемки целесообразно раз­рабатывать ее поперечными проходками вдоль меньшей стороны (рис. V.18, б). Такой способ разработки обеспечивает минимальную длину пионерной траншеи и позволяет организовать наиболее про­изводительное кольцевое движение транспорта.
Выемки, глубина которых превосходит максимальную высоту забоя для данного типа экскаватора, разрабатывают в несколько ярусов (рис. V. 19).При этом нижний ярус разрабатывают аналогично верхнему, а автомобили подают к экскаватору так, чтобы ковш наводился на кузов сзади. Трасса движения авто-мобиля в этом случае должна быть параллельной оси проходки экскаватора, но направлена в противоположную сторону.
При работе с обратной лопатой также применяют торцовый или боковой забой. При разработке грунта торцовым забоем экскава­тором с обратной лопатой «на себя» экскаватор движется по оси отрываемой им траншеи или котлована и попеременно разрабатывает то одну, то другую его сторону в зависимости от того, с какой стороны подходит очередной автомобиль. В торцовом забое средний угол поворота машины 70…90°. Траншею можно расширять па­раллельными боковыми забоями (рис. V.20). Боковой забой образуется при разработке грунта по одну сто­рону от оси движения экскаватора. Если при разработке траншеи грунт складывают в отвал по одну сторону от траншеи, ось проход­ки смещается в сторону отвалд, а ширина разработки уменьшается по сравнению с максимально возможной при торцовой проходке. При разработке в отвал и на транспорт автомобили подходят к экскаватору со стороны, противоположной отвалу, а ось проходки смещается относительно оси траншеи в ту сторону, в которую от­гружается\’большая часть грунта. При боковом и торцовом забоях автосамосвалы подходят по трассе, параллельной оси движения экскаватора, но навстречу ему, а при торцовом забое их устанав­ливают под загрузку под углом 15…25° к оси движения экскаватора. Наиболее целесообразно применять экскаватор с обратной ло­патой для отрывки траншей глубиной до 6 м и небольших котлова­нов глубиной до 4 м (например, под фундаменты отдельных ко­лонн).
Для торцовой и боковой проходок организация работ драглайна и обратной лопаты аналогична. При это,м сохраняется такое же соотношение максимальной глубины резания. Драглайн обычно передвигается между очередными стоянками на Vs длины стрелы. Так как ковш драглайна гибко подвешен к стреле, для него весьма эффективной является челночная схема работы (рис. V.21). В этой схеме предусмотрено, что автосамосвал подходит к месту загрузки по дну забоя и загружается попеременными черпаниями ковша по обе стороны от кузова. Угол поворота экскаватора при погрузке по продольно-челночной схеме приближается к 0°, а при попереч­но-челночной— к 15…20°, при этом продолжительность разгрузки уменьшается, так как ковш опорожняется без прекращения пово­ротного движения экскаватора в момент переноса ковша над кузо­вом машины. Благодаря этому общая продолжительность рабочего\’ цикла экскаватора Гц снижается на 20…26%.
При разработке грунтов I и II групп экскаватор, оборудованный грейферным ковшом, должен быть так расположен относительно\’ траншеи, чтобы угол его поворота не превышал 70…900; Грейфер на новую стоянку передвигается на !/4 длины стрелы.Экскаваторы отрывают котлованы и траншеи на  глубину, несколько меньшую проектной, оставляя так называемый недобор. Недобор (5…10 см) оставляют, чтобы избежать повреждения осно­вания и не допустить переборов грунта. Для повышения эффектив­ности работы экскаваторов применяют скребковый нож, насажен­ный на ковш экскаватора. Это приспособление позволяет механи­зировать операции по зачистке дна котлованов и траншей и вести их с погрешностью не более ±2 см, что исключает необходимость ручных доработок.
Для планировки откосов используют экскаваторы, оборудован­ные ковшом вместимостью от 0,5 м3 и выше, и стрелой, на которую можно навешивать специальный ковш-планировщик с плоским дном, упряжное устройство которого аналогично устройству ковша драглайна. Экскаватор, устанавливаемый на бровке откоса и пере­мещающийся вдоль бровки, выполняет те же операции, что и при работе драглайна. Срезаемый при этом грунт отбрасывают в кавальер или грузят в транспортные средства.
Разработка грунта многоковшовыми экскаваторами. Рабочим органом многоковшового экскаватора являются ковши, насаженные через равные интервалы на беспрерывно движущуюся цепь или колесо (ротор). По характеру перемещения машины относительно направления движения рабочего органа различают многоковшовые экскаваторы продольного черпания — цепные и роторные (рис. V.22) и поперечного черпания (рис. V.23). Так как грунт черпает­ся ковшами непрерывно, то эти экскаваторы являются машинами
непрерывного действия (в отличие от одноковшовых экскаваторов, которые являются машинами цикличного действия). Ковши напол­няются грунтом при движении их вверх по наклрйной или криво­линейной поверхности разрабатываемой выемки. Опорожняются ковши в момент достижения ими наивысшей точки их траектории, где они опрокидываются. Высыпающийся из них грунт попадает на ленточный конвейер, доставляющий его на погрузку в транспорт­ные средства или в отвал.
Экскаваторы продольного черпания применяют обычно для про­ходки траншей небольшого сечения прямоугольного и трапециевид­ного профиля. Отрывку траншей экскаваторами начинают с наибо­лее низких мест профиля, что обеспечивает сток грунтовых и атмо­сферных вод.
Схемы проходок экскаватора с ратной лопатой или драглайна

 
V.20. Схемы проходок экскаватора с ратной лопатой или драглайна
а — при торцовой проходке и последующих боковых проходках: О.Э. 1 — О.Э.З — стоян­ки экскаватора; O.T.1 — О. Т.З — стоянки транспорта; 1—3 — последовательность про­ходок экскаватора; б — при поперечных проходках
 

Схемы работы драглайна челночным способом
V.21. Схемы работы драглайна челночным способом
а — при погрузке грунта в транспорт, подаваемый по дну забоя; б — при погрузке грунта в транспорт, подаваемый на уровне стоянки экскаватора, и во временный отвал
Разработка траншей многоковшо­выми экскаваторами черпания
 
V.22.   Разработка   траншей   многоковшо­выми экскаваторами черпания
а — цепным  экскаватором;    б — роторным экскаватором;    в — поперечный    профиль траншей и временного отвала
 

Схема разработки выемки много­ковшовым экскаватором поперечного чер­пания

 

V.23. Схема разработки     выемки много­ковшовым экскаватором поперечного чер­пания
А. Б — участки веерного и параллельного резания
 
Экскаваторы поперечного черпания используются для разработ­ки котлованов и траншей большого сечения, планировки откосов и разработки карьеров. Вначале экскаваторы разрабатывают грунт веерным резанием, перемещаясь вдоль всего фронта работ и сни­мая слои грунта в радиальном направлении до достижения задан­ной глубины. Затем разрабатывают грунт параллельным резанием со смещением наклонного слоя грунта на всю длину фронта работ на величину Ь, равную горизонтальной проекции толщины снятого\’ слоя. Грунт, разрабатываемый экскаватором поперечного черпания, выдается на транспортные средства обычно через отгрузочный бун­кер, смонтированный на экскаваторе.
Для автоматизации работы многоковшовых экскаваторов на отрывке траншей используют приборы, действие которых основано на том, что инфраксиому лучу придается уклон, параллельный про­ектному дну отрываемой траншеи, а на экскаваторе устанавлива­ется приемное устройство, на которое воздействует инфракрасный луч. При отклонении движения экскаватора от направления луча автоматически корректируется движение рабочего органа экскава­тора.