Конвейерный метод крупноблочного монтажа

Традиционные методы поэлементной сборки конструкций  пок­рытий требуют значительного объема    верхолазных   работ. Это снижает производительность труда и  ограничивает  возможности достижения высокого качества и безопасности монтажных  работ. Развитием традиционной технологии возведения   одноэтажных промышленных зданий является разработанный советскими   спе­циалистами конвейерный метод крупноблочного монтажа   (рис. XI.57) конструкций покрытий. Он предусматривает наземную сбор­ку на приобъектной конвейерной линии блоков покрытий с высо­кой   степенью конструктивной законченности, доставку их в мон­тажную зону и последующую установку в проектное  положение. Этот метод получил в нашей стране широкое внедрение. К на­стоящему времени площадь смонтированных этим методом покры­тий промышленных зданий превысила 6 млн. м2. Метод применяют для возведения зданий с пролетами 18, 24, 30, 36 и в некоторых случаях — 42 м. Он эффективен как для блоков в виде простран­ственно-стержневых систем, так и для блоков  структурной  кон­струкции.

Традиционные методы поэлементной сборки конструкций  пок­рытий требуют значительного объема    верхолазных   работ. Это снижает производительность труда и  ограничивает  возможности достижения высокого качества и безопасности монтажных  работ. Развитием традиционной технологии возведения   одноэтажных промышленных зданий является разработанный советскими   спе­циалистами конвейерный метод крупноблочного монтажа   (рис. XI.57) конструкций покрытий. Он предусматривает наземную сбор­ку на приобъектной конвейерной линии блоков покрытий с высо­кой   степенью конструктивной законченности, доставку их в мон­тажную зону и последующую установку в проектное  положение. Этот метод получил в нашей стране широкое внедрение. К на­стоящему времени площадь смонтированных этим методом покры­тий промышленных зданий превысила 6 млн. м2. Метод применяют для возведения зданий с пролетами 18, 24, 30, 36 и в некоторых случаях — 42 м. Он эффективен как для блоков в виде простран­ственно-стержневых систем, так и для блоков  структурной  кон­струкции.
Конструкция блоков покрытий должна отвечать следующим ос­новным конструктивно-технологическим требованиям: быть неиз­меняемой и жесткой (этого достаточно для внутри объектногО   их транспортирования), давать возможность   монтажа   по   системе  «блок к блоку» и быть в высокой степени законченными.
Для зданий с пролетами 24 м Промстальконструкция и Ленин­градское отделение ЦНИИпроектстальконструкции разработали блок размером в плане 12X24 м. Он представляет собой неизме­няемую пространственную систему, состоящую из двух подстропиль­ных ферм длиной по 12 м, двух стропильных ферм длиной по 24 м и шагом 6 м, фонарных ферм, связей по уложенным поясам ферм. По стропильным и фонарным фермам уложены прогоны с консолями по 3 м, что позволяет вести монтаж по системе «блок к блоку». Блок имеет высокую степень законченности, в том числе окрашенные конструкции, наклеенную кровлю, остекленные переплеты, подвешенные секции технологических и других комму­никаций.
Конвейер для сборки блоков представляет собой расположен­ный рядом с возводимым объектом рельсовый путь, по которому в заданном ритме на специальных тележках перемещаются собира­емые блоки. Каждый из них проходит через ряд технологических постов (стоянок), на которых последовательно выполняются соот­ветствующие операции по сборке и отделке блока. Так, на посту № 1 собирают и выверяют каркас блока и сваривают стыки. Этот пост оборудован стационарными кондукторами и подмостями. Пос­ле окончания сборки каркаса тележка с блоком перемещается в заданном ритме на один шаг на пост № 2, где устанавливают фонарные фермы, прогоны и укладывают профилированный настил. Перемещаясь по конвейеру, блок доводится до полной готовности. На последнем посту конвейера блок проходит соответствующую приемку, и затем его доставляют в монтажную зону. Характер операций для каждого поста и протяженность конвейера устанав­ливают с учетом особенностей возводимого объекта. Однако в общем случае длина конвейера должна обеспечивать работу трех участков: сборки металлоконструкций, монтажа инженерных ком­муникаций и общестроительных работ.
Так, например, при строительстве 22-пролетного механосбороч­ного цеха Горьковского автозавода конвейер имел 15 постов и длину 400 м. С 15-го поста сходил полностью законченный блок площадью 288 м2. При этом суточная производительность конвейе­ра (по монтажу) составляла 4 блока, или 1152 м3 готового покры­тия. Считается, что применение конвейера экономически оправда­но, если с него сходит в сутки не менее 500,..800 м2 площади гото­вого покрытия.
На строительстве КамАЗа этим методом было смонтировано 3340 блоков покрытий, общая масса которых превысила 120 тыс. т.
В зависимости от конфигурации здания и числа пролетов кон­вейерные линии можно устанавливать вдоль фасада продольной стены, вдоль торцовой стены и т. д. Однако во всех случаях обяза­тельным условием является такое расположение конвейера, кото­рое обеспечивало бы удобную доставку блоков в монтажную зону и минимальную протяженность пути от последнего поста конвейера до монтажной зоны. При правильной постановке работ все органи­зации, обслуживающие конвейер (обшестроительные и субподряд­ные), а также службы (транспортная, комплектующая и др.) не­зависимо от их ведомственной принадлежности должны подчинять­ся начальнику конвейера.

Схема сборки конвейерным методом конструкций покрытий одноэтажного промышленного здания

 
XI.57. Схема сборки конвейерным методом конструкций покрытий одноэтажного промышленного здания
1 —склад конструкций; 2 — технологические посты конвейера; 3 —рельсовый путь с тра­версными устройствами; 4 — готовый блок размером 12X24 м; 5 —монтажный кран; 6 —
монтируемые пролеты
 
На каждом посту установлен светофор. Зеленый свет означает, что на данном посту закончены операции и тележка с блоком мо­жет быть перемещена на следующий пост.
Законченный блок транспортируют на тележке к началу мон­тируемого пролета, принимают монтажным краном или укладывают на специальный установщик, доставляют в зону монтажа и уста­навливают в проектное положение.
Блоки устанавливаются в проектное положение в зависимо­сти от их массы и наличия подъемно-транспортного оборудования двумя способами:
с помощью установщиков, представляющих собой пространст­венную конструкцию типа мостового крана, оборудованных домкра­тами (или полиспастами) для вывешивания блока. Блок загружа­ют на установщик в начале монтируемого пролета и проносят над верхними торцами колонн на высоте 150…200 мм к месту монтажа. Затем домкратами (или полиспастами) его опускают на опоры, а установщик возвращается за очередным блоком (рис. XI.58). При отсутствии подкрановых балок можно применять наземные установ­щики, движущиеся по рельсовому пути, проложенному посередине монтируемого пролета. Установщиками можно монтировать блоки массой до 150…180 т. При монтаже сверхтяжелых блоков, напри­мер размером 42X72 м и массой около 450 т, используют специ­альные наземные установщики;
с помощью тяжелых башенных кранов, таких, например как кран ,СКР-1500. Его грузовысртные характеристики позваляют одновременно монтировать блоки размером 12X24 м в трех проле­тах. Кран принимает блок с конвейерной тележки, доставляет его к месту монтажа, устанавливает в проектное положение и затем возвращается за очередным блоком.
Технико-экономическая целесообразность применения конвей­ерного метода монтажа в значительной степени зависит от пло­щади объекта. Считается, что этот метод экономически оправдан при строительстве зданий площадью более 20…30 тыс. м2.

Схема монтажа блоков покрытия промышленного здания с использованием установ­щика

 
XI.58. Схема монтажа блоков покрытия промышленного здания с использованием установ­щика
1 — самоходный установщик; 2 — гидравлические домкраты; 3 — блок покрытия; 4 — подве­шенное технологическое оборудование; 5 — наддомкратная балка; 6 — колонна; 7 — смонти­рованные   покрытия
 
Эффективность конвейерного метода определяют такие показа­тели, как повышение производительности труда, сокращение сро­ков строительства и снижение его стоимости.
Как показала практика, при правильной организации конвейерной сборки производительность труда на монтаже конструкций по­крытий может составить 600 кг/чел.-день и более, в то время как этот показатель при поэлементной сборке не превышает 350…360 кг/чел.-день. Сроки выполнения работ сокращаются на 25..30%
В ближайшей перспективе область эффективного использования конвейерного метода крупноблочного монтажа будет значительно расширена. Так, например, уже имеется опыт монтажа этим мето­дом воздухонагревателей на Криворожском металлургическом комбинате. В данном случае иа конвейере последовательно собира­ли царги, укрупняли их в монтажные блоки массой до 100 т, устанавливали опорные конструкции и огнеупорную футеровку. Этот метод был также применен при возведении металлических эстакад.
Для объектов, где предполагается вести монтаж конвейерным методом, должна, быть еще на стадии проектирования предусмот­рена разрезка здания -или сооружения на такие блоки, масса, габарит и конструкция которых отвечали бы требованиям технологичности в сборке, транспортировании и монтаже.
Предстоит дальнейшее развитие конвейерного метода монтажа для наиболее массового объекта его применения — одноэтажных промышленных зданий. Здесь доминирующей тенденцией явится снижение относительной массы блоков за счет применения струк­турных конструкций покрытий, легких металлических сплавов, предварительно напряженных металлических ферм и эффективных утеплителей. В этой же связи будет обращено особое внимание на создание новых конструкций установщиков, в том числе и на­земных самоходных установщиков на пневмоколесиом ходу, для монтажа относительно легких блоков структурной конструкции.