Монтаж высотных инженерных сооружений

Для высотных инженерных сооружений, выполненных в металлических конструк­циях, характерны относительно небольшая площадь опирания зна чительная масса и высота, обычно превышающая высоту подъема грузового крюка наземных стреловых кранов. К таким сооружени­ям относятся опоры линий электропередачи, опоры радио-и телевизионных антенн, радиорелейные мачты, башни, дымовые трубы, различные вертикальные аппараты металлургической, химической, нефтехимической промышленности, обелиски, этажерки и др.
Перечисленные выше конструктивные особенности высотных инженерных сооружений предопределили два основных технологи­ческих принципа их монтажа: наземная сборка сооружения и после­дующая его установка в проектное положение в цельнособранном виде; монтаж сооружения из крупных секций или блоков назем­ными или навесными кранами.
Цельнособранные конструкции в зависимости от типа сооруже­ния, его массы и размеров монтируют следующими способами: по­воротом вокруг опорного шарнира, выжимания.
 

Для высотных инженерных сооружений, выполненных в металлических конструк­циях, характерны относительно небольшая площадь опирания зна чительная масса и высота, обычно превышающая высоту подъема грузового крюка наземных стреловых кранов. К таким сооружени­ям относятся опоры линий электропередачи, опоры радио-и телевизионных антенн, радиорелейные мачты, башни, дымовые трубы, различные вертикальные аппараты металлургической, химической, нефтехимической промышленности, обелиски, этажерки и др.
Перечисленные выше конструктивные особенности высотных инженерных сооружений предопределили два основных технологи­ческих принципа их монтажа: наземная сборка сооружения и после­дующая его установка в проектное положение в цельнособранном виде; монтаж сооружения из крупных секций или блоков назем­ными или навесными кранами.
Цельнособранные конструкции в зависимости от типа сооруже­ния, его массы и размеров монтируют следующими способами: по­воротом вокруг опорного шарнира, выжимания.

Схема подъема опоры ЛЭП с помощью вертолета-крана

 
XI.66. Схема подъема опоры ЛЭП с помощью вертолета-крана по методу ВНИПИ Проектоталькострукция
1 — опора ЛЭП; 2 — вертолет-кран МИ-10К; 3, 4 — траектории подъема и торможения; 5 — устройство для дистанционного освобождения опоры ЛЭП (отстрел подвеса); 6 — опорный шарнир

Схема подъема цельнособранной конструкции

 
Х1.65. Схема подъема цельнособранной конструкции с помощью
а — падающей стрелы; б — вспомогательной стрелы; 1 —лебедки; 2 — полиспасты; 3 — па­дающая стрела; 4 — конструкция в момент подъема; 5 — наземное положение конструкции; 6 — тормозные лебедки; 7 — опорный шарнир; 8 — вспомогательная стрела

Схема подъема обелиска с помощью падающего шевра

XI.67. Схема подъема обелиска с помощью падающего   шевра (А и Б — начальное и конечное положе­ние обелиска)
1 — тормозной полиспаст; 2 — элек­тролебедка для тормозного полис­паста; 3 — шевр; 4 — опора для удержания шевра; 5 — подъемные полиспасты; 6 — якорь на 120 т для крепления подъемных полис­пастов; 7 — электролебедки

Высотные конструкции из укрупненных секций или блоков мон­тируют двумя способами:

наращиванием с помощью наземных или навесных кранов;
подращиванием с помощью специальных подъемных устройств.
Метод поворота цельнособранной конструкции вокруг опорного шарнира применяют при монтаже обелисков, опор ЛЭП, техно­логических аппаратов и других конструкций, имеющих высоту не более 100 м и устанавливаемых обособленно.
Подъем конструкций методом поворота осуществляют падаю­щей стрелой или шевром и с помощью вспомогательной мачты (рис. XI.65).
В первом случае падающую стрелу (длиной, примерно равной 1/3 длины поднимаемой конструкции) шарнирно закрепляют на том же фундаменте, на котором устанавливают поднимаемую кон­струкцию. Стрелу крепят тягой к поднимаемой конструкции через съемную ось, закрепленную на ее оголовке. С другой стороны стрелу удерживают подъемным полиспастом, один конец которого закреплен к оголовку стрелы, а другой (сбегающий конец)—к лебедке. При работе лебедки стрелу опускают, а конструкцию под­нимают в проектное положение. При небольшой высоте конструк­ции вместо лебедки могут быть использованы тракторы. Чтобы исключить возможность опрокидывания конструкции в сторону подъема, при подходе к проектному положению к ней крепят тор­мозной полиспаст.
Во втором случае нижний конец монтируемой конструкции так­же закрепляют на опорном фундаменте. Вспомогательную мачту высотой примерно в 1/4 высоты основного сооружения устанавли­вают рядом с фундаментом в створе с направлением подъема и расчаливают. Сооружение поднимают полиспастом, соединенным со вспомогательной мачтой. После того как башня поднята на 70° к горизонту, последующий подъем ведут с тормозной лебедкой и страховкой от опрокидывания в обратную сторону. Если высота башни близка к 100 м, а ширина ее основания менее 1/7 высоты при подъеме применяют и расчалки.
При монтаже высотных сооружений в труднопроходимых райо­нах, например при монтаже опор ЛЭП в горных районах, их подъем методом поворота вокруг опорного шарнира может быть осуществлен вертолетом (рис. XI.66). В этом случае вертолет дол­жен иметь приспособление для дистанционного освобождения под­нимаемой конструкции от подвеса. Вертолет поднимает башню по траектории 3 и затем на траектории 4 производит ее торможение. Этим методом можно поднимать опоры высотой 40…100 м и и массой до 40 т.   При   монтаже  башен   высотой  80…100 м в подъеме участвуют два вертолета, причем второй вертолет, связан­ный с поднимаемой конструкцией длинной тягой, участвуя в ее по­вороте до угла 80°, отстреливает тягу и уходит из зоны монтажа. На рис. XI. 67 показан монтаж металлического обелиска в -го­роде-герое Бресте. Обелиск   представляет  собой   цельносварную конструкцию крестообразного сечения, защемленную в основании. Обелиск имеет массу 620 т, высоту 104,5 м, размер у основания 5X5 м, состоит из 10 секций длиной-по 10…13 м и   массой  до 43 т.
Секции, изготовленные на заводе, расположенном на расстоя­нии 450 км от места установки, доставляли в зону подъема ни специальных автопоездах в составе полуприцепов Т-70 и мощных тягачей.
Для выкладки первых секций обелиска и устройства фундамен­та был подготовлен -котлован. В фундаменте были закреплены-опорный элемент с поворотным шарниром и специальный, упор, фиксирующий вертикальность конструкции при ее  подъеме.   На опорно-поворотном шарнире была закреплена нижняя секция обе­лиска, и с помощью стрелового крана был отработан процесс по­ворота. Затем на специальных лесах был собран в наклонном по­ложении (под углом 15…30°) весь обелиск. Кранами был поднят в вертикальное положение «падающий» А-образный шевр высотой 50 м, установленный на одном фундаменте с  обелиском.   Шевр был соединен с ним на расстоянии 75,5 м от опорного узла   16 нитками каната, запасованными в   полиспаст. К оголовку шевра были также присоединены четыре тяговых полиспаста по 160  т каждый, натягиваемых восемью синхронно работающими лебедка­ми, а также тормозной полиспаст с тормозной лебедкой.
Монтаж заключался в повороте с помощью тяговых полиспас­тов шевра в горизонтальное положение, что влекло за собой подъ­ем обелиска. Подъем продолжался всего 5 ч 20 мин и состоял из трех этапов: подъем на высоту 30 см и выдерживание в этом положении 30 мин, подъем до угла 45° и установка обелиска в вер­тикальное положение.
Метод выжимания применяют для подъема тяжелых вертикаль­ных аппаратов типа ректификационных колонн, вытяжных  труб высотой до 100 м и массой до 400 т. При этом методе собранную на земле конструкцию   поднимают   с   помощью   специального устройства — подпорки,   представляющей .собой в   общем   виде портал, траверсу которого крепят к корпусу конструкции, а осно­вание стоек перемещают полиспастами по направляющим к шарниру, поворачивая конструкцию вокруг последнего. Конструкцию выжимают до нейтрального положения, при котором центр тяжести системы (конструкция и такелажная оснастка) займет положение над осью повортного шарнира. Дальнейший подъем до вертикаль­ного полжения производят, как обычно, с торможением оттяжкой.
Методом наращивания монтируют различные башни, трубы и мачты. В отличие от труб и мачт металлические башни имеют раз­витую базу, и поэтому после установки на фундамент они сохра­няют устойчивость без постоянных растяжек.
Башни и мачты высотой 100 м и более возводят методом нара­щивания с использованием самоподъемного (ползучего) крана (рис. XI.68). Он состоит из ствола, имеющего в верхней части по­лиспаст, и обоймы, передвигающейся по стволу. Обойму крана крепят к закладным деталям на монтируемой конструкции (башня, мачта) с помощью специальных зажимов. После того как смон­тирована очередная секция конструкции, ствол крана закрепляют на ней откидным крюком. Затем обойму подтягивают и закрепляют на смонтированной секции, а ствол крана выжимают на очередную по­зицию.

Схема монтажа мачты са­моподъемным краном

 
XI.68. Схема монтажа   мачты са­моподъемным краном
а — монтаж секции; б—переста­новка обоймы крана: в — переста­новка ствола крана; 1 — мачта; 2 — самоподъемный кран; 3 — траверса; 4 — кольцевые подмости

Схема телевизионной метал­лической башни

 
Х1.69. Схема телевизионной метал­лической башни
1 — база;   2 — основной  ствол;   3 — антенная часть
 
Метод подращивания  заключа­ется в том, что в специальном опор­ном устройстве монтируют часть со­оружения (верхнюю) башни и затем гидравлическими   подъемниками с шаговыми домкратами  выжимают вверх,   закрепляют,   подращивают очередной секцией и цикл повторя­ют. Этот метод был специально раз­работан для монтажа высоких теле­визионных   башен (300 м и более рис. XI.69). Эти башни обычно име­ют телескопическую   конструкцию, состоящую из базы, основного ство­ла и антенной части с шахтой лиф­та. Такое конструктивное решение телевизионной башни облегчает ее монтаж методом подращивания.
На рис. XI.70 показана схема монтажа телевизионной башни вы­сотой 239,46 м (без антенной части).
После возведения фундаментов в центре устанавливают подъ­емно-сборочную установку, в которой монтируют первые три (верх­ние) секции ствола башни. К стволу башни  шарнирно крепят че­тыре опоры башни. Подращивая ствол, приводят опоры в проект­ное положение, нижние концы их жестко   закрепляют на фунда­менте, а верхние  объединяют решеткой, создавая обойму, через которую также методом подращивания выдвигают ствол до проект­ной отметки. После достижения головной частью ствола проект­ной отметки верхние концы опор жестко соединяют со стволом и приступают к выдвижению тем же методом внутри ствола башни с помощью шаговой подъемной установки ее антенной части с шах­той лифта. При монтаже телевизионных башен методом подращи­вания трудовые затраты уменьшаются почти на 25%, на 1/4 сокра­щаются сроки сооружения башни и на 20%—расход стали. При этом почти полностью устраняются верхолазные работы, что не только повышает безопасность    монтажных работ, но и позволяет улуч­шить их качество благодаря применению автоматической сварки стыков, расширению возможностей контроля и т. д. Монтаж деревянных конструкций. В строительстве деревянные несущие конструкции используют, когда технически неприемлемы или   экономически не оправданы   конструкции из железобетона или металла (например, при строительстве покрытий над склада­ми минеральных удобрений).

Схема монтажа теле­визионной башни

 
XI.70. Схема монтажа теле­визионной башни
1—лебедка для стягивания опор башни; 2 — опора баш­ни; 3 — путь для движения опор башни; 4 — шарнир; 5 — шаговые домкратные устройства; 6 — ствол башин; 7 — телескопическая антенна