ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ СВАЙ

От расположения свай в свайном поле и параметров сваепо-гружающего оборудования зависит порядок погружения свай. Кроме того, следует учитывать последующие процессы, т. е. устройство свайного ростверка (конструкции из плит или балок), венчающего головы группы свай и передающего на сваи нагруз­ки от здания или сооружения. Порядок погружения свай опреде­ляется ППР.
Наибольшее распространение имеет рядовая система погру: жения свай (рис. VIII. 13), применяющаяся при прямолинейном расположении их отдельными рядами и при забивке кустов свай.

От расположения свай в свайном поле и параметров сваепо-гружающего оборудования зависит порядок погружения свай. Кроме того, следует учитывать последующие процессы, т. е. устройство свайного ростверка (конструкции из плит или балок), венчающего головы группы свай и передающего на сваи нагруз­ки от здания или сооружения. Порядок погружения свай опреде­ляется ППР.
Наибольшее распространение имеет рядовая система погру: жения свай (рис. VIII. 13), применяющаяся при прямолинейном расположении их отдельными рядами и при забивке кустов свай.
Спиральная система предусматривает погружение свай кон­центрическими рядами от краев к центру свайного поля; она позволяет в ряде случаев получить минимальную протяженность пути сваепогружающей установки. Если расстояние между цент­рами свай менее пяти их диаметров (или соответственно разме­ров сторон поперечного сечения), грунт в середине свайного поля может уплотняться, что усложняет процесс. При этом бы­вают случаи, когда невозможно погрузить сваи, расположенные в этой зоне.
При больших расстояниях между сваями порядок погружения определяется технологическими соображениями, прежде всего использованием эффективного оборудования. Так, например, у некоторых копров башенного типа мачты опираются на выдвиж­ные рамы, расположенные над платформами-тележками и смещающиеся примерно на 1 м. Этими копрами можно забивать сваи двух рядов с одной стоянки копра. Для сооружения под­земной части жилых домов применяют специальные краны, осна­щенные навесным копровым оборудованием, двухбарабанной ле­бедкой для подъема молота и сваи и дизель-молотом. Такие краны могут забивать сваи длиной 8 м, перемещаясь по рельсо­вому пути, уложенному примерно на нулевой отметке, вдоль бровок котлована строящегося здания.
Весьма эффективно забивать сваи с помощью мостовой свае­бойной установки (рис. VIII. 14) при устройстве свайных фунда­ментов жилых и промышленных зданий большой протяженности. Эта установка представляет собой передвижной мост, по которо-\»му перемещается тележка с копром. Сваи длиной 8…12 м заби­вают дизель-молотом. Так как мачта копра опускается ниже пола рабочей площадки копра, можно забивать сваи ниже рамы моста. Данная установка является своего рода координатным устройством, облегчающим выполнение разбивки мест погруже­ния сваи, при этом можно устанавливать сваи с большой сте­пенью точности. Расположение сваи в зоне действия мостовой установки позволяет сократить продолжительность операций по подтаскиванию сваи, что в свою очередь повышает производи­тельность всего процесса. Если выполнение земляных работ затя­гивается или подъезд к сваебойным установкам затруднен, а сваи расположены вне свайного поля у бровки свайного оборудования, деобходимо сваи складировать в штабеля, что приводит к допол­нительным затратам труда.
Устройство шпунтовых ограждений из металлических и дере-зянных шпунтов начинают с погружения маячных свай, к кото­рым в 2—3 яруса крепят схватки, служащие направляющими при забивке шпунта.
При погружении свай зимой с использованием ТЭНов или других электронагревателей (рис. VIII. 15) для оттаивания мерз­лого грунта район забивки свай разбивают на три участка-за­хватки: на первом бурят скважины, на втором скважины уже заранее пробурены и утеплены сверху, на третьем сваи погружа­ют. Интервал между отогревом скважины и погружением в нее сваи не должен превышать одной смены. Примерно так же с раз­бивкой на захватки устанавливают порядок погружения свай, ес­ли устройство ростверков начинают до завершения погружения всех свай под здание или сооружение.

Схема рядовой системы погружения свай

 
VIII.13. Схема рядовой системы погружения свай
а —при прямолинейном расположении свай  отдельными  рядами;  б —при расположении свай кустами; 1—15 — сваи

Схема погружения свай мостовой сваебойной установкой

 
VIII.14. Схема погружения свай мостовой сваебойной установкой
1 — головка с блоками; 2 — дизель-молот; 3 — свая; 4 — копер; 5 — рельсы; 6 — передвиж­ной мост; 7 — кран для подачи свай

Схема последовательности погружения свай при отогреве грунта стержневыми эле­ктронагревателями

 
VIII.15. Схема последовательности погружения свай при отогреве грунта стержневыми эле­ктронагревателями
1 — участок с электронагревателями; 2 — то же, о отогретыми скважинами; 3 — то же, с погруженными сваями; 4 — кабель; 5 — провода