ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В качестве тяговых средств в строительстве применяют паровозы, электровозы, тепловозы и мотовозы (тепловозы мощностью ме­нее 300 кВт называются мотовозами). Наиболее эффективны теп­ловозы и мотовозы, так как по сравнению с паровозами имеют бо­лее высокий коэффициент полезного действия, работают при мень­шем расходе топлива, не требуют затрат времени на подготовку к пуску, более удобны и экономичны в эксплуатации.

В качестве тяговых средств в строительстве применяют паровозы, электровозы, тепловозы и мотовозы (тепловозы мощностью ме­нее 300 кВт называются мотовозами). Наиболее эффективны теп­ловозы и мотовозы, так как по сравнению с паровозами имеют бо­лее высокий коэффициент полезного действия, работают при мень­шем расходе топлива, не требуют затрат времени на подготовку к пуску, более удобны и экономичны в эксплуатации.
В качестве подвижного состава для нужд строительства служат (рис. IV.7) открытые платформы (для строительных конструкций и длинномерных   грузов),   вагоны-самосвалы   (думпкары) с боко­вым опрокидыванием (для грунта и заполнителей)   полувагоны-гондолы с люками в днище (применяются для штучных и сыпучих грузов) и хопперы с бункерообразным кузовом для сыпучих мате­риалов. Из гондол и хопперов сыпучие грузы разгружают вниз че­рез бункера в эстакадах на пунктах разгрузки. Кроме того, суще­ствуют специальные типы железнодорожных вагонов: для перевоз­ки цемента —в виде цистерн, для перевозки битума — в виде на­клоняющихся ковшей и т. п. В настоящее время выпускаются в ос­новном четырехосные вагоны всех видов грузоподъемностью 50…60 т для нормальной л 20… 25 т для узкой колеи. Для перевозки особо тяжелых грузов используют вагоны с увеличенным числом осей. Находят применение и вагоны старых моделей с двумя осями гру­зоподъемностью до 20 т. Способность прохождения подвижного состава по кривым малого радиуса (вписывания в кривые) зависит от длины жесткой базы вагона или локомотива, т. е. расстояния межДу жестко закрепленными осями (величина б на рис. IV.7,a, б). При этом многоосные вагоны имеют большие преимущества перед двух­осными, так как у них жесткая база значительно меньше, несмот­ря на большую длину кузова, ввиду того, что кузов опирается на шарнирно-соединенные с ним тележки.
Для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах применя­ют соответственно 5,5- и 8-тонные двухосные и четырехосные вагонетки с опрокидными кузовами и опрокидывающимися борта­ми.
Схемы подвижного железнодорожного состава
 
V.7.  Схемы    подвижного железнодорожного состава
а — двухосная  платформа;  б — четырехосная платформа; в — гондола;  г —хоппер;
д —думпкар