ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

Операции погрузки-разгрузки основных материальных эле­ментов строительных процессов (нерудных материалов, строи­тельных конструкций, лесоматериалов, металла и др.) в настоя­щее время почти полностью механизированы.
Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют общестроительные и специальные машины и механизмы.
По принципу работы все машины и механизмы, осуществляю­щие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на сле­дующие группы: работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств.
В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузоч­ные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и не­ прерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, меха­нические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй груп­пе относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгруз­ки н др.
Специальные погрузочно-разгрузочиые и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке, и разгрузке железобетонных и металли­ческих конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.

Операции погрузки-разгрузки основных материальных эле­ментов строительных процессов (нерудных материалов, строи­тельных конструкций, лесоматериалов, металла и др.) в настоя­щее время почти полностью механизированы.
Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют общестроительные и специальные машины и механизмы.
По принципу работы все машины и механизмы, осуществляю­щие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на сле­дующие группы: работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств.
В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузоч­ные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и не­ прерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, меха­нические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй груп­пе относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгруз­ки н др.
Специальные погрузочно-разгрузочиые и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке, и разгрузке железобетонных и металли­ческих конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.
Погрузчики в строительстве получили большое распростране­ние. С их помощью уже сейчас выполняется около 15% всех объ­емов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение по­грузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве использу­ют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.
Погрузчики
 
IV.24. Погрузчики
а _ одноковшовый с задней разгрузкой (в моменты загрузки и выгрузки); б — одноковшовый фронтальный с опрокидным ковшом; в — то же, с челюстным ковшом; г — многоковшовый; д — автопогрузчик с вилочным подхватом; 1 — питатель-шнек; 2 — ковшовый элеватор; 3 —рама; 4 — загрузочный лоток; 5 — вилочный подхват; 6 — телескопический подъемник
Саморазгружающиеся транспортные средства
 
IV.25. Саморазгружающиеся транспортные средства
а — самосвальный лесовоз; б — схема процесса саморазгрузки ферм; 1 — тягач; 2 — полупри­цеп; 3 — опрокидная площадка; 4 — откидные стойки; 5 — домкрат; 6 — подвижная каретка;
7 — инвентарная подставка
Поддоны для пакетного способа перевозки кирпича и способы пакетирования стеновых материалов
 
IV.26. Поддоны для пакетного способа перевозки кирпича и способы пакетирования стеновых материалов
а — поддон с треугольными брусками; б — то же, с опорными пластинами; в — кирпич, уло­женный «в елку» с опорой крайних кирпичей на треугольные бруски; г — керамический ка­мень на поддоне с опорными пластинками и крючьями; д — кирпич с перекрестно перевяз­кой; е — кирпич, уложенный «в елку» на поддон с крючьями; 1 — деревянный щит; 2 — отверстия для захвата поддона рукой; 3 — диагональный брус; 4 — треугольные бруски; 5 — поперечные брусья; 6 — опорные пластины; 7 — металлические крючья для строповки поддона
Технологическая схема до­ставки пакетов кирпича на поддонах автомобильным транспортом
 
IV.27. Технологическая схема до­ставки пакетов кирпича на поддонах автомобильным транспортом
1 — электропогрузчик; 2 — пакет кирпича; 3 — козловой кран; 4 — погрузка пакетов подхватом грей­ферного типа; 5 — автомобиль, за­груженный пакетами; 6 — выгрузка пакетов трехстеночным подхватом-футляром; 7 — башенный кран; 8 — строящееся здание
Типы контейнеров и поддонов
 
IV.28. Типы контейнеров и поддонов а — универсальные контейнеры; б — специализированный контейнер для линолеума; в — то же, для отделоч­ной плитки; г — ящичный поддон; д — то же, стоечный; е — то же, сетчатый ящичный
 
Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис. ,IV.24,a) оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экска­ваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые по­грузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстоя­ния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных н бетонных узлов, а также и для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноков­шовых погрузчиков 2, 3, 4, 6 и 10 т.
Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) пред­назначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреп­лен зачерпывающий орган — питатель и ковшовый элеватор или конвейер (рис. 1У.24,г). Такие машины выпускают несколько типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка,
загребающие лапы и др.). К этой   группе  погрузочно-разгрузочных машин относятся и передвижные ленточные конвейеры,   ко-
торые используют при погрузке сыпучих, кусковых и  мелкоштучных грузов. Такие конвейеры могут перемещать грузы на высоту
ДО 5 м под углом до 22°.   Их можно перевозить  в  частично разобранном виде на прицепе к автомобилю.
Автопогрузчики являются погрузочно-разгрузочными маши­нами общего назначения. Они служат для механизации перегру­зочных и подъемно-транспортных работ на площадках преимуще­ственно с твердым покрытием. Основным рабочим органом явля­ется телескопический подъемник с вилочным подхватом (рис. IV. 24,д), в качестве сменного оборудования могут быть ковш, зажи­ны для штучных грузов, крановая стрела и другие захватные при­способления. Предусмотрен выпуск таких машин грузоподъем­ностью до 10 т.
Для выгрузки пылевидных и сыпучих материалов из крытых железнодорожных вагонов применяют механические лопаты, ко­торые действуют по принципу подтягивания скребковых, щитов лебедками. Для этой цели применяют пневматические разгрузчи­ки напорного действия. С помощью подгребающего винта и на­порного шнека цемент сжатым воздухом подается через выходной патрубок в рукав для транспортирования в складские емкости. К саморазгружающимся транспортным средствам помимо авто­самосвалов и цементовозов относятся и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой самораз­грузки длинномерных конструкций, лесоматериалов (рис. IV. 25. а) в т. п. или крановое оборудование для разгрузки и погрузки штуч­ных строительных грузов.
Применение саморазгружающихся транспортных средств осо­бенно эффективно для обслуживания рассредоточенных объектов, имеющих небольшие объемы строительных работ, например для сельского строительства.
Затраты времени на простои транспортных средств под погруз­кой и разгрузкой на сегодня еще значительны, что снижает их производительность и повышает стоимость перевозок. Перевозка строительных грузов, особенно тарно-упаковочных и штучных, целесообразна с применением контейнеров и пакетов. Это позво­ляет эффективно механизировать трудоемкие процессы погрузки и разгрузки.
Применение контейнеризации и пакетирования таких грузов, как стеновые материалы (кирпич, керамические камни, мелкие стеновые блоки, бетонные и шлакобетонные камни), кровельные (толь, рубероид, шифер и др.), отделочные (плитки облицовочные, Обои, линолеум, краски и др.), санитарно-технические, электро­технические, изделия и конструкции из дерева и др., позволяет свести к минимуму затраты ручного труда и ликвидировать поте­ри ценных строительных материалов.
Основной способ доставки наиболее массовых мелкоштучных стеновых материалов — пакетный. Пакетом называют укрупнен-
ный груз (грузовое место). Способы формирования пакетов раз­личны и зависят от особенностей материала и технологии его про­изводства. Пакеты должны быть сформированы так, чтобы сохра­нялась их форма на всех этапах перемещения. Для- пакетирова­ния стеновых мелкоштучных материалов используют различные поддоны (рис. IV.26), позволяющие механизировать погруз­ку и выгрузку их на всех этапах — от завода-изготовителя до ра­бочего места (рис. IV. 27).
Штучные грузы малых габаритов выпускают в затаренном виде и при доставке их объединяют в укрупненные партии, исполь­зуя для перегрузки различные типы контейнеров и средства пакетирования. Контейнеры применяют универсальные (рис. IV.28,a) и специализированные (рис. IV.28,б, в), а поддоны — ящичные (рис. IV.28, г, е), стоечные (рис. IV. 28, д) и плоские.
В отечественной и зарубежной практике строительства для перевозки вяжущих материалов используют так называемые мяг­кие контейнеры, выполненные из прорезиненной ткани с металли­ческим каркасом. Преимуществом таких контейнеров является их незначительная собственная масса, компактность при обратной доставке в сложенном виде.
Применение контейнеризации и пакетирования дает значитель­ный экономический эффект. Так, по имеющимся данным, примене­ние контейнеров при перевозке стекла из-за отсутствия потерь и снижения трудовых затрат позволяет сэкономить около 8 руб. на 1 т груза. При пакетной доставке кирпича автотранспортом экономический эффект составляет около 2 руб. на каждые 1000 шт. перевозимого кирпича, а при доставке других мелкоштучных материалов в контейнерах этот эффект в среднем составляет бо­лее 1 руб. на 1 т.
На погрузочно-разгрузочные работы составляют технологиче­ские карты, в которых с учетом конкретных условий производства разрабатывают эффективные способы выполнения всех операций технологического цикла.