По объемно-планировочной структуре различают одноэтажные промышленные здания ячейкового типа с шедовыми или плоскими покрытиями или пролетно-рамного типа с покрытиями в виде ферм, оболочек, складок.
Для основных отраслей промышленности одноэтажные промышленные здания с железобетонным каркасом проектируют на основе унифицированных типовых секций, пролетов, шагов колонн.
При выборе того или иного метода монтажа промышленного здания следует учитывать конструктивную схему его, необходимую последовательность сдачи под монтаж технологического оборудования в отдельных пролетах здания, расположение будущих технологических линий.
Для одноэтажных промышленных зданий легкого типа с железобетонным каркасом более рационален раздельный метод монтажа конструкций. При этом методе вслед за установкой конструкций и выверкой колонн замоноличивают стыки между колоннами и стаканами фундаментов. К началу монтажа подкрановых балок и конструкций покрытия бетон в опорном стыке должен набрать не менее 70% проектной прочности. Это условие и определяет длину монтажных участков.
Для основных отраслей промышленности одноэтажные промышленные здания с железобетонным каркасом проектируют на основе унифицированных типовых секций, пролетов, шагов колонн.
При выборе того или иного метода монтажа промышленного здания следует учитывать конструктивную схему его, необходимую последовательность сдачи под монтаж технологического оборудования в отдельных пролетах здания, расположение будущих технологических линий.
Для одноэтажных промышленных зданий легкого типа с железобетонным каркасом более рационален раздельный метод монтажа конструкций. При этом методе вслед за установкой конструкций и выверкой колонн замоноличивают стыки между колоннами и стаканами фундаментов. К началу монтажа подкрановых балок и конструкций покрытия бетон в опорном стыке должен набрать не менее 70% проектной прочности. Это условие и определяет длину монтажных участков.
По объемно-планировочной структуре различают одноэтажные промышленные здания ячейкового типа с шедовыми или плоскими покрытиями или пролетно-рамного типа с покрытиями в виде ферм, оболочек, складок.
Для основных отраслей промышленности одноэтажные промышленные здания с железобетонным каркасом проектируют на основе унифицированных типовых секций, пролетов, шагов колонн.
При выборе того или иного метода монтажа промышленного здания следует учитывать конструктивную схему его, необходимую последовательность сдачи под монтаж технологического оборудования в отдельных пролетах здания, расположение будущих технологических линий.
Для одноэтажных промышленных зданий легкого типа с железобетонным каркасом более рационален раздельный метод монтажа конструкций. При этом методе вслед за установкой конструкций и выверкой колонн замоноличивают стыки между колоннами и стаканами фундаментов. К началу монтажа подкрановых балок и конструкций покрытия бетон в опорном стыке должен набрать не менее 70% проектной прочности. Это условие и определяет длину монтажных участков.
Одноэтажные промышленные здания тяжелого типа монтируют преимущественно комплексным методом. Но при этом необходимо принимать меры по ускорению набора бетоном в стыках прочности.
По направлению различают продольный монтаж, при котором здание монтируют последовательно отдельными пролетами, и поперечный (секционный), когда кран движется поперек пролетов (рис. XI. 23). Применяют и продольно-поперечный монтаж здания. В этом случае кран, двигаясь вдоль пролета, монтирует все колонны, а затем, перемещаясь поперек пролета, ведет секционный монтаж.
Выбор того или иного направления, монтажа, а значит и последовательности сдачи участков здания под монтаж оборудования в значительной мере зависит от расположения технологических линий будущего предприятия.
Одноэтажные промышленные здания монтируют специализированными потоками, каждому из которых придаются комплект монтажных и транспортных машин и соответствующая монтажная оснастка (рис. XI.24). Например, однопролетное одноэтажное здание можно монтировать тремя потоками: монтаж колонн, конструкций покрытий и конструкций наружных ограждений. Одноэтажные многопролетные здания можно монтировать несколькими параллельными потоками.
При возведении одноэтажных зданий пролетного типа и монтаже с транспортных средств готовые конструкции подают в пролеты навстречу монтажу. Местную укрупнительную сборку конструкций выполняют на передвижных стендах, перемещаемых по ходу монтажа в пролете.
Сборные фундаменты, так же, как каналы, колодцы и другие подземные сооружения, монтируют отдельным опережающим потоком в период производства работ по возведению подземной части зданий.
После контроля нивелиром отметок дна котлованов под фундаменты проверяют разметку осей на обноске, натягивают проволоку по осям и переносят точки их пересечения на дио котлована. Затем наносят риски на фундаменты. На фундаменте отмечают рисками середину боковых граней нижней ступени, что облегчает выверку фундаментов при их установке на основание. Для фундаментов стаканного типа рисками отмечают середину верхней грани стакана, что помогает при окончательной выверке фундамента. Затем фундамент заводят краном на проектные оси и после необходимой центровки на высоте 10 см опускают в проектное положение. При этом риски на фундаменте должны совпадать с рисками на колышках (рис. XI.25).
Для основных отраслей промышленности одноэтажные промышленные здания с железобетонным каркасом проектируют на основе унифицированных типовых секций, пролетов, шагов колонн.
При выборе того или иного метода монтажа промышленного здания следует учитывать конструктивную схему его, необходимую последовательность сдачи под монтаж технологического оборудования в отдельных пролетах здания, расположение будущих технологических линий.
Для одноэтажных промышленных зданий легкого типа с железобетонным каркасом более рационален раздельный метод монтажа конструкций. При этом методе вслед за установкой конструкций и выверкой колонн замоноличивают стыки между колоннами и стаканами фундаментов. К началу монтажа подкрановых балок и конструкций покрытия бетон в опорном стыке должен набрать не менее 70% проектной прочности. Это условие и определяет длину монтажных участков.
Одноэтажные промышленные здания тяжелого типа монтируют преимущественно комплексным методом. Но при этом необходимо принимать меры по ускорению набора бетоном в стыках прочности.
По направлению различают продольный монтаж, при котором здание монтируют последовательно отдельными пролетами, и поперечный (секционный), когда кран движется поперек пролетов (рис. XI. 23). Применяют и продольно-поперечный монтаж здания. В этом случае кран, двигаясь вдоль пролета, монтирует все колонны, а затем, перемещаясь поперек пролета, ведет секционный монтаж.
Выбор того или иного направления, монтажа, а значит и последовательности сдачи участков здания под монтаж оборудования в значительной мере зависит от расположения технологических линий будущего предприятия.
Одноэтажные промышленные здания монтируют специализированными потоками, каждому из которых придаются комплект монтажных и транспортных машин и соответствующая монтажная оснастка (рис. XI.24). Например, однопролетное одноэтажное здание можно монтировать тремя потоками: монтаж колонн, конструкций покрытий и конструкций наружных ограждений. Одноэтажные многопролетные здания можно монтировать несколькими параллельными потоками.
При возведении одноэтажных зданий пролетного типа и монтаже с транспортных средств готовые конструкции подают в пролеты навстречу монтажу. Местную укрупнительную сборку конструкций выполняют на передвижных стендах, перемещаемых по ходу монтажа в пролете.
Сборные фундаменты, так же, как каналы, колодцы и другие подземные сооружения, монтируют отдельным опережающим потоком в период производства работ по возведению подземной части зданий.
После контроля нивелиром отметок дна котлованов под фундаменты проверяют разметку осей на обноске, натягивают проволоку по осям и переносят точки их пересечения на дио котлована. Затем наносят риски на фундаменты. На фундаменте отмечают рисками середину боковых граней нижней ступени, что облегчает выверку фундаментов при их установке на основание. Для фундаментов стаканного типа рисками отмечают середину верхней грани стакана, что помогает при окончательной выверке фундамента. Затем фундамент заводят краном на проектные оси и после необходимой центровки на высоте 10 см опускают в проектное положение. При этом риски на фундаменте должны совпадать с рисками на колышках (рис. XI.25).
XI.23. Направление движения кранов при монтаже одноэтажного промышленного здания
а — продольное; б — поперечное
а — продольное; б — поперечное
XI.24. Схема монтажа четырьмя истоками одноэтажного промышленного здания с железобетонным каркасом
I—IV — номера Потоков; стрелками показано направление монтажа и движения крана
I—IV — номера Потоков; стрелками показано направление монтажа и движения крана
Положение фундаментов в плане проверяют с помощью теодолита, а соответствие высотных отметок фундаментов и дна стаканов—нивелиром относительно временных реперов.
Монтажу колонн должна предшествовать приемка фундаментов с геодезической проверкой положения их осей и высотных отметок (рис. XI.26). Перед монтажом колонн проверяют их размеры допуская погрешности до 1 мм, и наносят риски, облегчающие установку колонны в стакан фундамента или на оголовки подколенников.
Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием, обращенным к фундаментам. Колонны легкого типа, как правило, предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами, обращенными к фундаменту (рис. XI.27). Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения. Когда укрупнительную сборку тяжелых колонн выполняют в непосредственной близости от объекта, колонны можно подвозить на двух рельсовых тележках. При подъеме колонны до вывода ее в вертикальное положение тележку у основания колонны двигают, что уменьшает монтажные напряжения, возникающие при кантовании колонны. При установке двухветвевых колонн может возникнуть необходимость в раскреплении распорками нижних участков ветвей. Особо тяжелые и нетранспортабельные железобетонные колонны бетонируют в инвентарных формах на позициях, обеспечивающих удобное движение монтажного крана и установку с каждой позиции одной колонны.
Для монтажа легких колонн одноэтажных зданий стреловыми кранами может быть использован вильчатый оголовник, выполненный в виде консольной приставки к оголовку стрелы, имеющему блоки для запасовки канатов. Оголовник снабжен приспособлением для полуавтоматической расстроповки. Он позволяет применять краны с меньшей длиной стрелы и, следовательно, полнее использовать их грузоподъемность. Кроме того, минимальная длина подвески уменьшает раскачивание колонны и позволяет повысить точ ность монтажа.
При необходимости дно стакана выравнивают .слоем цементн го раствора. Колонны устанавливают в стаканы фундамента после того, как прочность этого раствора достигнет не менее 70% проект ной. Выверку и временное закрепление колонн в зависимости от их размеров, массы и места установки производят с помощью индивидуальных кондукторов или инвентарных стальных, деревянных, железобетонных клиньев (по два у каждой грани колонны).
Колонну, установленную в стакан фундамента, центрируют до совпадения рисок с рисками на верхней плоскости фундамента.
Для проверки вертикальности колонны два теодолита располагают под прямым углом к цифровой и буквенной осям зданий. При этом визирную ось Теодолита совмещают с рисками, нанесенными на стакане в нижней .части колонны, а затем, плавно поднимая трубу теодолита, — с риской у верхнего торца колонны. Расстояние теодолита от выверяемой колонны принимают таким, чтобы при максимальном подъеме трубы угол ее наклона не превышал 30… 35°.
Плоскости на торцах или консолях колонн нивелируют по маркированным отметками или по рейке, подвешенной к нивелируемой плоскости.
Монтажу колонн должна предшествовать приемка фундаментов с геодезической проверкой положения их осей и высотных отметок (рис. XI.26). Перед монтажом колонн проверяют их размеры допуская погрешности до 1 мм, и наносят риски, облегчающие установку колонны в стакан фундамента или на оголовки подколенников.
Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием, обращенным к фундаментам. Колонны легкого типа, как правило, предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами, обращенными к фундаменту (рис. XI.27). Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения. Когда укрупнительную сборку тяжелых колонн выполняют в непосредственной близости от объекта, колонны можно подвозить на двух рельсовых тележках. При подъеме колонны до вывода ее в вертикальное положение тележку у основания колонны двигают, что уменьшает монтажные напряжения, возникающие при кантовании колонны. При установке двухветвевых колонн может возникнуть необходимость в раскреплении распорками нижних участков ветвей. Особо тяжелые и нетранспортабельные железобетонные колонны бетонируют в инвентарных формах на позициях, обеспечивающих удобное движение монтажного крана и установку с каждой позиции одной колонны.
Для монтажа легких колонн одноэтажных зданий стреловыми кранами может быть использован вильчатый оголовник, выполненный в виде консольной приставки к оголовку стрелы, имеющему блоки для запасовки канатов. Оголовник снабжен приспособлением для полуавтоматической расстроповки. Он позволяет применять краны с меньшей длиной стрелы и, следовательно, полнее использовать их грузоподъемность. Кроме того, минимальная длина подвески уменьшает раскачивание колонны и позволяет повысить точ ность монтажа.
При необходимости дно стакана выравнивают .слоем цементн го раствора. Колонны устанавливают в стаканы фундамента после того, как прочность этого раствора достигнет не менее 70% проект ной. Выверку и временное закрепление колонн в зависимости от их размеров, массы и места установки производят с помощью индивидуальных кондукторов или инвентарных стальных, деревянных, железобетонных клиньев (по два у каждой грани колонны).
Колонну, установленную в стакан фундамента, центрируют до совпадения рисок с рисками на верхней плоскости фундамента.
Для проверки вертикальности колонны два теодолита располагают под прямым углом к цифровой и буквенной осям зданий. При этом визирную ось Теодолита совмещают с рисками, нанесенными на стакане в нижней .части колонны, а затем, плавно поднимая трубу теодолита, — с риской у верхнего торца колонны. Расстояние теодолита от выверяемой колонны принимают таким, чтобы при максимальном подъеме трубы угол ее наклона не превышал 30… 35°.
Плоскости на торцах или консолях колонн нивелируют по маркированным отметками или по рейке, подвешенной к нивелируемой плоскости.
XI.25. Схема монтажа фундамента стаканного типа
1 — гусеничный кран; 2 — положение блоков фундаментов до подъема; 3 — блок фундамента на проектной отметке; 4 — четырехветвевой строп
1 — гусеничный кран; 2 — положение блоков фундаментов до подъема; 3 — блок фундамента на проектной отметке; 4 — четырехветвевой строп
XI.26. Исполнительная схема фундаментов железобетонного каркасного здания
а — данные геодезических замеров (в рамках — размеры между осями колонн по проекту);
б — проектные данвые
а — данные геодезических замеров (в рамках — размеры между осями колонн по проекту);
б — проектные данвые
XI.27. Способы раскладки колонн перед монтажом
а — легких; б — тяжелых
а — легких; б — тяжелых
Выверенные колонны закрепляют в стакане фундамента с помощью кондукторов или клиньев. Железобетонные клинья после выверки колонны оставляют в бетоне.
Колонны высотой более 12 м дополнительно раскрепляют инвентарными расчалками в плоскости их наименьшей жесткости. Верхние концы расчалок крепят к хомуту, устанавливаемому на колонне выше центра ее тяжести.
Первые две колонны ряда раскрепляют крестообразно расчалками, последующие — подкрановыми балками, которые устанавливают после достижения бетоном в стыках колонн с фундаментом не менее 70% проектной прочности.
XI.28. Расчетная схема для проверки колонны на монтажную устойчивость W1, W2 — ветровые нагрузки
XI.29. Схема предварительной раскладки конструкций при монтаже покрытия одноэтажного промышленного здания
1 — панели покрытий; 2 — подстропильные фермы; 3 — кран на монтаже подстропильных ферм; 4 — стропильные фермы; 5 — основной монтажный кран
1 — панели покрытий; 2 — подстропильные фермы; 3 — кран на монтаже подстропильных ферм; 4 — стропильные фермы; 5 — основной монтажный кран
Подкрановые балки монтируют после того,, как бетон в стыке между колонной и стенками стакана фундамента наберет не менее 70% проектной прочности.
Подкрановые балки монтируют отдельным потоком или одновременно с конструкциями покрытия.
До начала монтажа выполняют геодезическую проверку отметок опорных площадок подкрановых консолей колонн. Перед подъемом на балку навешивают приспособления и подмости для ее временного закрепления в проектном положении, а также оттяжки для ее точной наводки. Балки устанавливают по осевым рискам на них и подкрановых консолях колонн с временным раскреплением на анкерных болтах и выверяют с помощью специальных приспособлений.
Оси подкрановых балок выверяют теодолитом, установленным по оси первой подкрановой балки на специальном кронштейне, прикрепленном к первой колонне так, чтобы теодолит был расположен на высоте 500 мм над верхней плоскостью балки. При пролете не более 18 м ось подкрановых балок выверяют путем измерения рулеткой пролета против каждой колонны. Подкрановые балки и подкрановые рельсы нивелируют прибором, установленным в середине пролета здания на высоте 200…300 мм от поверхности балки.
После окончательной выверки подкрановых балок составляют исполнительную схему, на которой обозначают отметки верха балок, отклонения, проектную отметку верха балок. Этой схемой пользуются при установке рельсовых путей.
После выверки и геодезической проверки правильности установки балок сваривают закладные детали.
Фермы покрытия обычно монтируют с транспортных средств. В отдельных случаях, а также при необходимости укрупнения ферм у места монтажа их размещают в специальных кассетах в. монтируемом пролете. При этом фермы раскладывают (рис. XI.29) таким образом, чтобы кран с каждой позиции мог без оттяжки устанавливать ферму и по возможности без передвижек укладывать плиты покрытий.
Подстропильные фермы обычно монтируют в одном потоке с подкрановыми балками после установки балок с одной стоянки монтажного крана.
Стропильные фермы и балки покрытия монтируют после установки и закрепления всех нижерасположенных конструкций каркаса здания. Перед подъемом их обстраивают люльками и лестницами, закрепляют распорки для временного крепления, страховочный канат, расчалки и оттяжки.
Пси монтаже ферму поднимают, разворачивают с помощью оттяжек на 90°. Затем поднимают на высоту, на 0,5…0,7 м превышающую отметку опор, и опускают на опоры. Правильность установки балок и ферм контролируют путем совмещения соответствующих рисок. Для строповки ферм применяют траверсы с полуавтоматическими захватами, обеспечивающими дистанционную расстроповку.
После подъема, установки и выверки первую ферму или балку раскрепляют расчалками, а последующие крепят специальными распорками из расчета не менее двух для ферм пролетом 24…30 м. Расчалки и распорки снимают только после установки и приварки панелей покрытия. Для выверки и регулировки положенния на опоре балок или ферм применяют специальные кондукторы (рис. XI.30).
Плиты покрытий предварительно складируют в зоне действия монтажного крана. Число штабелей плит и их расположение определяют из условия покрытия ячейки между двумя фермами с одной стоянки крана. Плиты покрытия монтируют сразу после установки и постоянного крепления бчередной фермы. Это обеспечивает жесткость собранной ячейки каркаса здания. Плиты следует монтировать с симметричной загрузкой фермы, приваривают их к закладным деталям и освобождают от стропов только после приварки в трех точках. Пропуски в сварке могут нарушить устойчивость верхних поясов ферм и привести к аварии. После установки плит замоноличивают стыки.
Монтаж стеновых панелей — трудоемкий процесс, при котором затраты труда могут составлять 30..40% трудовых затрат при монтаже надземной части здания.
Подкрановые балки монтируют отдельным потоком или одновременно с конструкциями покрытия.
До начала монтажа выполняют геодезическую проверку отметок опорных площадок подкрановых консолей колонн. Перед подъемом на балку навешивают приспособления и подмости для ее временного закрепления в проектном положении, а также оттяжки для ее точной наводки. Балки устанавливают по осевым рискам на них и подкрановых консолях колонн с временным раскреплением на анкерных болтах и выверяют с помощью специальных приспособлений.
Оси подкрановых балок выверяют теодолитом, установленным по оси первой подкрановой балки на специальном кронштейне, прикрепленном к первой колонне так, чтобы теодолит был расположен на высоте 500 мм над верхней плоскостью балки. При пролете не более 18 м ось подкрановых балок выверяют путем измерения рулеткой пролета против каждой колонны. Подкрановые балки и подкрановые рельсы нивелируют прибором, установленным в середине пролета здания на высоте 200…300 мм от поверхности балки.
После окончательной выверки подкрановых балок составляют исполнительную схему, на которой обозначают отметки верха балок, отклонения, проектную отметку верха балок. Этой схемой пользуются при установке рельсовых путей.
После выверки и геодезической проверки правильности установки балок сваривают закладные детали.
Фермы покрытия обычно монтируют с транспортных средств. В отдельных случаях, а также при необходимости укрупнения ферм у места монтажа их размещают в специальных кассетах в. монтируемом пролете. При этом фермы раскладывают (рис. XI.29) таким образом, чтобы кран с каждой позиции мог без оттяжки устанавливать ферму и по возможности без передвижек укладывать плиты покрытий.
Подстропильные фермы обычно монтируют в одном потоке с подкрановыми балками после установки балок с одной стоянки монтажного крана.
Стропильные фермы и балки покрытия монтируют после установки и закрепления всех нижерасположенных конструкций каркаса здания. Перед подъемом их обстраивают люльками и лестницами, закрепляют распорки для временного крепления, страховочный канат, расчалки и оттяжки.
Пси монтаже ферму поднимают, разворачивают с помощью оттяжек на 90°. Затем поднимают на высоту, на 0,5…0,7 м превышающую отметку опор, и опускают на опоры. Правильность установки балок и ферм контролируют путем совмещения соответствующих рисок. Для строповки ферм применяют траверсы с полуавтоматическими захватами, обеспечивающими дистанционную расстроповку.
После подъема, установки и выверки первую ферму или балку раскрепляют расчалками, а последующие крепят специальными распорками из расчета не менее двух для ферм пролетом 24…30 м. Расчалки и распорки снимают только после установки и приварки панелей покрытия. Для выверки и регулировки положенния на опоре балок или ферм применяют специальные кондукторы (рис. XI.30).
Плиты покрытий предварительно складируют в зоне действия монтажного крана. Число штабелей плит и их расположение определяют из условия покрытия ячейки между двумя фермами с одной стоянки крана. Плиты покрытия монтируют сразу после установки и постоянного крепления бчередной фермы. Это обеспечивает жесткость собранной ячейки каркаса здания. Плиты следует монтировать с симметричной загрузкой фермы, приваривают их к закладным деталям и освобождают от стропов только после приварки в трех точках. Пропуски в сварке могут нарушить устойчивость верхних поясов ферм и привести к аварии. После установки плит замоноличивают стыки.
Монтаж стеновых панелей — трудоемкий процесс, при котором затраты труда могут составлять 30..40% трудовых затрат при монтаже надземной части здания.
XI.30. Кондуктор для выверки ферм и балок покрытия
1— ферма (балка); 2 — связь; 3 — регулировочные вннты; 4 — обойма кондуктора; 5 — зажимный винт
1— ферма (балка); 2 — связь; 3 — регулировочные вннты; 4 — обойма кондуктора; 5 — зажимный винт
Монтаж стеновых панелей обычно ведут отдельным потоком сразу же после набора бетоном на данном участке необходимой прочности в стыках между колоннами и фундаментами.
Крупноразмерные стеновые панели длиной до 12 м, как правило, монтируют с транспортных средств, используя для этого стрелО-вые краны или специальные установщики в виде самоходных башенных агрегатов, оборудованных самоподъемной монтажной площадкой.
Крупноразмерные стеновые панели длиной до 12 м, как правило, монтируют с транспортных средств, используя для этого стрелО-вые краны или специальные установщики в виде самоходных башенных агрегатов, оборудованных самоподъемной монтажной площадкой.