ПОГРУЖЕНИЕ СВАЙ ВДАВЛИВАНИЕМ, ВИБРОВДАВЛИВАНИЕМ И ЗАВИНЧИВАНИЕМ

Статическое и вибрационное вдавливание свай осуществляют с помощью специальных установок, действующих на сваю массой либо массой и вибрацией одновременно. Для погружения свай методом статического вдавливания (рис. VIII.8,a) используют установки, состоящие из двух тракторов, оборудованные направляющей рамой, опорной плитой, наголовником для передачи давления, соединенным с вдавливающим полиспастом. На одном из тракторов смонтирована 5-тонная лебедка, на другом — лебед­ка с тяговым усилием 0,15 МН.
Технология вдавливания свай следующая. Трактор с мачтой устанавливают над местом погружения свай и с помощью малой лебедки опускают на землю опорную плиту. После этого на опор­ную плиту устанавливают пригрузочный трактор. Предваритель­но с помощью малой лебедки сваю помещают в проем мачты трактора, находящегося на грунте. Усилия от большой лебедки передаются на наголовник, и он начинает перемещаться по на­правляющим, обеспечивая тем самым вдавливание сваи.
Установка развивает усилие вдавливания до 350 кН и может погрузить за смену 13…15 свай длиной до 6 м. Точность уста­новки сваи обеспечивается устройством «лидирующих» направ-\» ляющих скважин. Такие скважины устраивают буровыми стан­ками на глубину, меньшую, чем проектная отметка погружаемых свай, на 0,5…1 м. Достоинства данного метода — простота мон­тажа установки на строительной площадке, недостаток — низкая производительность из-за малой маневренности.

Статическое и вибрационное вдавливание свай осуществляют с помощью специальных установок, действующих на сваю массой либо массой и вибрацией одновременно. Для погружения свай методом статического вдавливания (рис. VIII.8,a) используют установки, состоящие из двух тракторов, оборудованные направляющей рамой, опорной плитой, наголовником для передачи давления, соединенным с вдавливающим полиспастом. На одном из тракторов смонтирована 5-тонная лебедка, на другом — лебед­ка с тяговым усилием 0,15 МН.
Технология вдавливания свай следующая. Трактор с мачтой устанавливают над местом погружения свай и с помощью малой лебедки опускают на землю опорную плиту. После этого на опор­ную плиту устанавливают пригрузочный трактор. Предваритель­но с помощью малой лебедки сваю помещают в проем мачты трактора, находящегося на грунте. Усилия от большой лебедки передаются на наголовник, и он начинает перемещаться по на­правляющим, обеспечивая тем самым вдавливание сваи.
Установка развивает усилие вдавливания до 350 кН и может погрузить за смену 13…15 свай длиной до 6 м. Точность уста­новки сваи обеспечивается устройством «лидирующих» направ-\» ляющих скважин. Такие скважины устраивают буровыми стан­ками на глубину, меньшую, чем проектная отметка погружаемых свай, на 0,5…1 м. Достоинства данного метода — простота мон­тажа установки на строительной площадке, недостаток — низкая производительность из-за малой маневренности.
Более эффективным является метод динамического (вибраци­онного) вдавливания свай с помощью вибровдавливающих уста­новок, когда свая погружается от комбинированных действий вибрации и статической пригрузки. Вибровдавливающая установ­ка (рис. VIII.8,6) состоит из двух рам. На задней раме находят­ся электрогенератор, работающий от тракторного двигателя, и двухбарабанная лебедка, на передней раме направляющая стрела с вибропогружателем и блочки, через которые проходит к вибропогружателю вдавливающий канат от лебедки. Когда вибровдавливающая установка займет — рабочее положение (крюк подвески вибропогружателя должен находиться над ме­стом погружения сваи), вибропогружатель опускают вниз, наго­ловником соединяют со сваей и поднимают в верхнее положение, а сваю устанавливают на место ее забивки. Досле включения вибропогружателя и лебедки установки свая погружается за счет собственной массы, массы вибропогружателя и части массы трактора, передаваемой вдавливающим канатом через вибропо­гружатель на сваю. Одновременно на .сваю действует вибрация, создаваемая низкочастотным погружателем с подрессоренной плитой.
Метод вдавливания не требует устройства каких-либо путей для рабочих передвижек, исключает разрушение свай и особенно эф­фективен при погружении свай длиной до 6 м.
Погружение свай методом завинчивания (рис. VIII.9) при­меняют главным образом при устройстве фундаментов под мачты линий электропередачи, радиосвязи и других сооружений, где в достаточной мере могут быть использованы несущая спо­собность винтовых свай и их сопротивление выдергиванию. При этом завинчивают стальные и железобетонные сваи со стальными наконечниками с помощью уста­новок, смонтированных на базе автомобилей или автомобильных тягачей. Эти установки имеют ра­бочий орган, четыре гидравличе­ских аутриггера, привод вращения и наклона рабочего органа, гид­росистему, пульт управления и вспомогательное оборудование.

Схема процесса завинчивания свай

 
VIII.9. Схема процесса завинчивания свай
а — наконечник сваи с винтовыми лопас­тями; б —схема погружения сваи; 1—ра­бочий орган; 2 — редуктор наклона рабо­чего органа; 3 — аутригеры; 4 — свая; 5 — наконечник сваи
 
Конструкция рабочего органа позволяет выполнять следующие операции: втягивать винтовую сваю внутрь трубы рабочего ор­гана (предварительно на сваю надевают инвентарную металли­ческую оболочку): обеспечивать заданный угол погружения сван в пределах 0…450 от вертикали; погружать сваю в грунт путем вращения с одновременным ис­пользованием осевого усилия; при необходимости вывертывать сваю из грунта. Вращение рабо­чего оогана и его наклон осуще­ствляют от коробки отбора мощ­ности автомобиля через соответствующие редукторы.
Рабочие операции при погружении сваи методом завинчива­ния аналогичны операциям, выполняемым при погружении свай методом забивки или вибропогружением. Только вместо установки и снятия наголовника здесь надевают и снимают оболочки.