Подъемно-переставная опалубка

В подъемно-переставной опалубке бетонируют высотные соору­жения конической или прямоугольной формы с изменяемым се­чением.
При возведении железобетонных труб или других сооружений конической формы используют опалубку из двух конических обо­лочек, подвешенных к радиальным направляющим, которые при­креплены к кольцевой раме, подвешенной на петлях к шахтному подъемнику. Наружная оболочка состоит из панелей трапециевид­ной формы, придающих опалубке необходимую конусность (рис. Х.9).
Панели, выполненные из стального листа, обрамленного угол­ками, жестко скрепляют по верху с помощью специальной наклад­ки и между собой по боковым торцам на болтах. Панели внутрен­ней оболочки вдвое меньше по высоте, их навешивают в два яруса.
Сооружение бетонируют поярусно. После того как бетон в очередном ярусе достигнет необходимой прочности, опалубку переставляют на вышерасположенный ярус. При этом регулируют опалубку в радиальном направлении.
 

В подъемно-переставной опалубке бетонируют высотные соору­жения конической или прямоугольной формы с изменяемым се­чением.
При возведении железобетонных труб или других сооружений конической формы используют опалубку из двух конических обо­лочек, подвешенных к радиальным направляющим, которые при­креплены к кольцевой раме, подвешенной на петлях к шахтному подъемнику. Наружная оболочка состоит из панелей трапециевид­ной формы, придающих опалубке необходимую конусность (рис. Х.9).
Панели, выполненные из стального листа, обрамленного угол­ками, жестко скрепляют по верху с помощью специальной наклад­ки и между собой по боковым торцам на болтах. Панели внутрен­ней оболочки вдвое меньше по высоте, их навешивают в два яруса.
Сооружение бетонируют поярусно. После того как бетон в очередном ярусе достигнет необходимой прочности, опалубку переставляют на вышерасположенный ярус. При этом регулируют опалубку в радиальном направлении.

Схема бетонирования ствола трубы в переставной опалубке

 
Х.9. Схема бетонирования ствола трубы в переставной опалубке
1 — подъемная  головка;  2 — тепляк;  3 — рабочая  площадка; 4 — наружная опалубка;  5 — внутренняя опалубка; 6, 7 — подвесные леса;  8 — «юбка>    тепляка;   9 — шахтоподъемник; 10 — ковш грузовой клети, 11 — приемно-раздаточный бункер для бетонной смесн

Принципиальная схема возведения телевизионной башии в Останкино

Х 10.   Принципиальная  схема    возведения телевизионной   башии в Останкино

1 — ствол башин;    2 — опалубочный агре­гат; 3 — легкий кран;   4 — приемная пло­щадка; 5 -т- перегрузочная площадка

 
 

Схема бетонирования ствола башни с помощью самоподъемного агрегата

 
Х.11. Схема бетонирования ствола башни с помощью самоподъемного агрегата
а—в — последовательные этапы бетониро­вания ствола и перемещения агрегата; 1 — обшивка тепляка; 2 — полиоповоротный край грузоподъемностью 5т; 3 — обойма агрегата; 4 — рабочая площадка; 5 — наружная опалубка; 6—наружные подвесные леса; 7, 8 — выдвижные опоры обоймы н ствола; 9 — ствол агрегата; 10 — опорные балки агрегата; 11 — внутренние подвесные леса; 12 — внутренняя опалуб­ка; 13 — «юбка» тепляка; 14 — защитная площадка
 
Разновидностью подъемно-пе­реставной опалубки являются механизированные опалубочные агрегаты, впервые разработан­ные в СССР. Такой агрегат был применен при возведении телеви­зионной башни в Останкино (рис. Х.10.).
Агрегат состоял из ствола с винтовым подъемником, обоймы и двух трехпалых опорных балок с выдвижными опорами. Обойма агрегата несла на себе рабочую площадку с закрепленными на ней краном, подвесными лесами и кольцевыми наружной и внут­ренней опалубками (рис. Х.11).
Щиты наружной опалубки устанавливали на всю высоту секции (5,25 м), а внутренней — наращивали поярусно.
Агрегат поднимали путем по­следовательного вынимания ство­ла агрегата с опиранием выдвиж­ных опор в специально оставлен­ных нишах. Подъем начинали че­рез. 30 ч после окончания бето­нирования очередной секции. Пос­ле перестановки агрегат центри­ровали, перевешивали опалубку, наращивали арматуру и бетонц-ровали.
Всего в ствол башни от от­метки 63 и до отметки 385,6 м с применением агрегата было уло­жено около 5000 м3 бетона при средней скорости возведения баш­ни 0,69 м/сут.
Предварительное напряжение башни осуществляли натяжением стальных канатов по внутренней поверхности, после того как было закончено ее бетонирование и бе­тон достиг проектной прочности. Всего в стволе башни до отмет­ки 385,6 м было расположено восемь горизонтов анкеровки кана­тов.
Пневматическая (надувная) опалубка является    разновидно­стью разборно-переставной. Ее применяют в основном для бетонирования купольных или сводчатых покрытий небольших проле­тов и изготовляют из прорезиненных и других специальных тка­ней.
Пневматическую опалубку в виде оболочки, свернутой в ру­лон, доставляют к месту установки на автомобиле, расстилают и закрепляют. При нагнетании в замкнутое пространство воздуху оболочка принимает заданную форму. После достижения распалубочной прочности воздух из оболочки выпускают и конструк­ция освобождается от опалубки.