Подвижные системы опалубки

 К ним относятся скользящая и катучая опалубки. Скользящую опалубку применяют для бетонирования высоких сооружений с компактным периметром и неизменяемой по высоте формой плана. Это различного рода трубы, ядра жесткости жилых здании, силосные банки элевато­ров и др. Скользящая опалубка состоит из опалубочных щитов, подвешенных к домкратной П-образной раме, домкратов, масло­проводов, рабочей площадки н подвесных подмостей (рис. Х.12). Домкратные рамы являются основным несущим элементом-, на них подвешены опалубка, подмости, рабочий пол.
Скользящая опалубка обычно имеет высоту 1,1…1,2 м н ох­ватывает бетонируемое сооружение по наружному н внутренне­му контурам. При круглом сечении сооружения скользящая опа­лубка состоит из двух концентрически расположенных стенок, прикрепленных к внутренним и наружным кружалам. Опалубка имеет конусность, облегчающую ее подъем, и обычно выполняется цельнометаллической, что придает ей большую жесткость н повы­шает оборачиваемость.
Опалубку поднимают с помощью домкратов, опирающихся на установленные внутри опалубки возводимого сооружения дом-кратные опорные стержни. Домкраты, поднимаясь по домкрат-ным стержням, увлекают за собой опалубку. Для подъема чаще используют гидравлические домкраты, развивающие усилия око­ло 55 кН и имеющие шаг 30 мм, реже — электромеханические домкраты. В ближайшем будущем следует ожидать выпуска дом­кратов с усилием 200…300 кН.

 К ним относятся скользящая и катучая опалубки. Скользящую опалубку применяют для бетонирования высоких сооружений с компактным периметром и неизменяемой по высоте формой плана. Это различного рода трубы, ядра жесткости жилых здании, силосные банки элевато­ров и др. Скользящая опалубка состоит из опалубочных щитов, подвешенных к домкратной П-образной раме, домкратов, масло­проводов, рабочей площадки н подвесных подмостей (рис. Х.12). Домкратные рамы являются основным несущим элементом-, на них подвешены опалубка, подмости, рабочий пол.
Скользящая опалубка обычно имеет высоту 1,1…1,2 м н ох­ватывает бетонируемое сооружение по наружному н внутренне­му контурам. При круглом сечении сооружения скользящая опа­лубка состоит из двух концентрически расположенных стенок, прикрепленных к внутренним и наружным кружалам. Опалубка имеет конусность, облегчающую ее подъем, и обычно выполняется цельнометаллической, что придает ей большую жесткость н повы­шает оборачиваемость.
Опалубку поднимают с помощью домкратов, опирающихся на установленные внутри опалубки возводимого сооружения дом-кратные опорные стержни. Домкраты, поднимаясь по домкрат-ным стержням, увлекают за собой опалубку. Для подъема чаще используют гидравлические домкраты, развивающие усилия око­ло 55 кН и имеющие шаг 30 мм, реже — электромеханические домкраты. В ближайшем будущем следует ожидать выпуска дом­кратов с усилием 200…300 кН.

Унифицированная скользящая опа­лубка

 
Х.12. Унифицированная скользящая    опа­лубка конструкции ЦНИИОМТП
1 — козырек; 2 — домкрат; 3 — домкратная рама; 4 — рабочий пол; 5 — домкратиый стержень; 6 — щиты опалубки; 7, 8 — внутренние н наружные подвесные подмо­сти
 
Некоторые конструкции домкратов имеют реверсивный ход, что обеспечивает возможность совершать возвратно-поступатель­ные движения — «шаг на месте». Это позволяет при вынуждент ных перерывах в подаче бетонной смеси за счет возвратно-по­ступательных движений опалубки исключить ее сцепление с бе­тоном. Кроме того, применение домкратов с реверсивным ходом при перекосе горизонта позволит делать «шаг на месте», пока остальные домкраты не выровняют рабочий горизонт. Этот про­цесс может быть автоматизирован.
Домкратные стержни выполняют из стали Ст5 диаметром 25…32 мм н устанавливают на расстоянии 1,5…2 м друг от дру­га. Расстояние между опорными стержнями зависит от грузопо­дъемности домкратов, жесткости формы, расположения и разме­ров проемов. При наличии больших проемов стержни группиру­ют по несколько штук в местах пересечений с установкой такого же числа домкратов. Расстояние между стержнями принимают таким, чтобы усилие в опорном стержне было меньше суммар­ной нагрузки на стержень:
Рабочий настил блока формы — деревянный, его укладывают на облегченные металлические прогоны н закрепляют к стойкам П-образных рам. При необходимости к ним подвешивают также подмости, с которых затирают бетонную поверхность или выпол­няют другие работы.
Отсутствие разрывов бетона в процессе подъема формы обеспечивается, если силы трения, возникающие по двум плоскостям скольжения, меньше массы свежеуложенного бетона. При этом условно можно считать, что силы трення развиваются только на половине высоты опалубки (в зоне еще не схватившегося бето­на) (рис. X. 13)
По конструктивным и технологическим соображениям толщи­ну стенки принимают не менее 0,15 м.
Для подачи на уровень рабочего горизонта арматуры и бетон­ной смеси применяют наземные подъемники или легкие краны, смонтированные на рабочем настиле формы и поднимающиеся вместе с ней.
При хорошо организованной работе скорость возведения со­оружений с простым периметром, бетонируемых в скользящей опалубке, достигает 3 м в сутки, а трудоемкость укладки 1 м3 бетонной смееи составляет 0,9…1 чел.-день.
Оригинальной, но еще не реализованной идеей является так называемая летающая опалубка, предложенная специалистами Днепропетровского инженерно-строительного института. Ее сущ­ность заключается в том, что вокруг рамы, скрепляющей щиты скользящей опалубки, закрепляют эластичные баллоны, напол­ненные газом легче воздуха. Они выполняют роль подъемного механизма. Подъемная сила баллонов должна быть достаточной, чтобы преодолеть массу опалубки и возникающие силы трения между бетоном и опалубкой. Опалубка закреплена канатами к установленным на земле лебедкам, и ее поднимают путем по­степенного стравливания канатов.
Разновидностью скользящей опалубки являются разработан­ные в нашей стране механизированные агрегаты с горизонталь­ным скользящим штампом (рис. Х.14), позволяющим сочетать метод бетонирования в скользящей опалубке с методом подъем­но-переставной опалубки. Агрегат представляет собой решетча­тую металлическую башню с полноповоротной двухконсольной горизонтальной стрелой. На стреле подвешивают и по мере необходимости передвигают вдоль нее секцию формообразующей опа­лубки (скользящий штамп).

Схема сил, действующих на свеже­уложенный бетой при подъеме скользящей опалубки

Х.13. Схема сил, действующих на свеже­уложенный бетой при подъеме скользящей опалубки
  1— домкратиый   стержень;   2 — щит опа­лубки;  f — силы трения; Р — масса свеже­уложенного бетона;   Ь — ширина   бетони­руемой стенки

Принципиальная схема бетонирова­ния градирин методом горизонтального скользящего штампа

 
Х.14.   Принципиальная  схема  бетонирова­ния  градирин  методом     горизонтального скользящего штампа
1 — скользящий   штамп;   2 — стрела;   3 — опора

Катучая опалубка для бетонирования проходных каналов

X.15. Катучая опалубка для бетонирования проходных каналов
1 — рама наружной опалубки; 2 — складывающаяся металлическая рама внутренней опа­лубки; 3 — механизм для распалубки и приведения опалубки в транспортное положение;
4 — опорная доска; 5 — каток

 
Агрегат устанавливают в центре бетонируемого сооружения, а опалубку закрепляют на стреле с заданным зазором между щитами, равным толщине стенки бетонируемой конструкции, и на нужном расстоянии от центра сооружения. Кольцевой ярус сооружения бетонируют с одновременным вращением стрелы и скользящим круговым движением закрепленной на ней секции опалубки (скользящим штампом). Бетонную смесь подают в бадьях с помощью крана, установленного на стреле. После окон­чания бетонирования очередного яруса сооружения опалубку вместе со стрелой поднимают на отметку очередного яруса и регулируют в радиальном направлении.
Бетонирование яруса и нанесение гидроизоляции осуществля­ют с подвесных рабочих площадок. Башню агрегата раскрепляют расчалками и наращивают специальным самоподъемным краном, установленным на площадке, закрепленной к поворотной плат­форме стрелы.
При использовании таких агрегатов для возведения монолит­ных железобетонных градирен с площадью орошения до 1500 м2 срок их строительства может быть доведен до 3…4 мес. Строи­тельство железобетонных градирен в щитовой опалубке с обст­ройкой трубчатыми лесами ведется один год.
Катучая опалубка (рис. Х.15) представляет собой опалубоч­ную форму с механическим устройством для распалубки и складывания в транспортное положение. Опалубку устанавливают на щитках или тележках и передвигают по рельсовому пути. Катучую опалубку применяют в основном для бетонирования линей­ных сооружений с относительно большой протяженностью и постоянным сечением (цилиндрические покрытия, коллекторы, траншейные склады, туннели и т. д.).