К ним относятся скользящая и катучая опалубки. Скользящую опалубку применяют для бетонирования высоких сооружений с компактным периметром и неизменяемой по высоте формой плана. Это различного рода трубы, ядра жесткости жилых здании, силосные банки элеваторов и др. Скользящая опалубка состоит из опалубочных щитов, подвешенных к домкратной П-образной раме, домкратов, маслопроводов, рабочей площадки н подвесных подмостей (рис. Х.12). Домкратные рамы являются основным несущим элементом-, на них подвешены опалубка, подмости, рабочий пол.
Скользящая опалубка обычно имеет высоту 1,1…1,2 м н охватывает бетонируемое сооружение по наружному н внутреннему контурам. При круглом сечении сооружения скользящая опалубка состоит из двух концентрически расположенных стенок, прикрепленных к внутренним и наружным кружалам. Опалубка имеет конусность, облегчающую ее подъем, и обычно выполняется цельнометаллической, что придает ей большую жесткость н повышает оборачиваемость.
Опалубку поднимают с помощью домкратов, опирающихся на установленные внутри опалубки возводимого сооружения дом-кратные опорные стержни. Домкраты, поднимаясь по домкрат-ным стержням, увлекают за собой опалубку. Для подъема чаще используют гидравлические домкраты, развивающие усилия около 55 кН и имеющие шаг 30 мм, реже — электромеханические домкраты. В ближайшем будущем следует ожидать выпуска домкратов с усилием 200…300 кН.
Скользящая опалубка обычно имеет высоту 1,1…1,2 м н охватывает бетонируемое сооружение по наружному н внутреннему контурам. При круглом сечении сооружения скользящая опалубка состоит из двух концентрически расположенных стенок, прикрепленных к внутренним и наружным кружалам. Опалубка имеет конусность, облегчающую ее подъем, и обычно выполняется цельнометаллической, что придает ей большую жесткость н повышает оборачиваемость.
Опалубку поднимают с помощью домкратов, опирающихся на установленные внутри опалубки возводимого сооружения дом-кратные опорные стержни. Домкраты, поднимаясь по домкрат-ным стержням, увлекают за собой опалубку. Для подъема чаще используют гидравлические домкраты, развивающие усилия около 55 кН и имеющие шаг 30 мм, реже — электромеханические домкраты. В ближайшем будущем следует ожидать выпуска домкратов с усилием 200…300 кН.
К ним относятся скользящая и катучая опалубки. Скользящую опалубку применяют для бетонирования высоких сооружений с компактным периметром и неизменяемой по высоте формой плана. Это различного рода трубы, ядра жесткости жилых здании, силосные банки элеваторов и др. Скользящая опалубка состоит из опалубочных щитов, подвешенных к домкратной П-образной раме, домкратов, маслопроводов, рабочей площадки н подвесных подмостей (рис. Х.12). Домкратные рамы являются основным несущим элементом-, на них подвешены опалубка, подмости, рабочий пол.
Скользящая опалубка обычно имеет высоту 1,1…1,2 м н охватывает бетонируемое сооружение по наружному н внутреннему контурам. При круглом сечении сооружения скользящая опалубка состоит из двух концентрически расположенных стенок, прикрепленных к внутренним и наружным кружалам. Опалубка имеет конусность, облегчающую ее подъем, и обычно выполняется цельнометаллической, что придает ей большую жесткость н повышает оборачиваемость.
Опалубку поднимают с помощью домкратов, опирающихся на установленные внутри опалубки возводимого сооружения дом-кратные опорные стержни. Домкраты, поднимаясь по домкрат-ным стержням, увлекают за собой опалубку. Для подъема чаще используют гидравлические домкраты, развивающие усилия около 55 кН и имеющие шаг 30 мм, реже — электромеханические домкраты. В ближайшем будущем следует ожидать выпуска домкратов с усилием 200…300 кН.
Скользящая опалубка обычно имеет высоту 1,1…1,2 м н охватывает бетонируемое сооружение по наружному н внутреннему контурам. При круглом сечении сооружения скользящая опалубка состоит из двух концентрически расположенных стенок, прикрепленных к внутренним и наружным кружалам. Опалубка имеет конусность, облегчающую ее подъем, и обычно выполняется цельнометаллической, что придает ей большую жесткость н повышает оборачиваемость.
Опалубку поднимают с помощью домкратов, опирающихся на установленные внутри опалубки возводимого сооружения дом-кратные опорные стержни. Домкраты, поднимаясь по домкрат-ным стержням, увлекают за собой опалубку. Для подъема чаще используют гидравлические домкраты, развивающие усилия около 55 кН и имеющие шаг 30 мм, реже — электромеханические домкраты. В ближайшем будущем следует ожидать выпуска домкратов с усилием 200…300 кН.
Х.12. Унифицированная скользящая опалубка конструкции ЦНИИОМТП
1 — козырек; 2 — домкрат; 3 — домкратная рама; 4 — рабочий пол; 5 — домкратиый стержень; 6 — щиты опалубки; 7, 8 — внутренние н наружные подвесные подмости
1 — козырек; 2 — домкрат; 3 — домкратная рама; 4 — рабочий пол; 5 — домкратиый стержень; 6 — щиты опалубки; 7, 8 — внутренние н наружные подвесные подмости
Некоторые конструкции домкратов имеют реверсивный ход, что обеспечивает возможность совершать возвратно-поступательные движения — «шаг на месте». Это позволяет при вынуждент ных перерывах в подаче бетонной смеси за счет возвратно-поступательных движений опалубки исключить ее сцепление с бетоном. Кроме того, применение домкратов с реверсивным ходом при перекосе горизонта позволит делать «шаг на месте», пока остальные домкраты не выровняют рабочий горизонт. Этот процесс может быть автоматизирован.
Домкратные стержни выполняют из стали Ст5 диаметром 25…32 мм н устанавливают на расстоянии 1,5…2 м друг от друга. Расстояние между опорными стержнями зависит от грузоподъемности домкратов, жесткости формы, расположения и размеров проемов. При наличии больших проемов стержни группируют по несколько штук в местах пересечений с установкой такого же числа домкратов. Расстояние между стержнями принимают таким, чтобы усилие в опорном стержне было меньше суммарной нагрузки на стержень:
Рабочий настил блока формы — деревянный, его укладывают на облегченные металлические прогоны н закрепляют к стойкам П-образных рам. При необходимости к ним подвешивают также подмости, с которых затирают бетонную поверхность или выполняют другие работы.
Отсутствие разрывов бетона в процессе подъема формы обеспечивается, если силы трения, возникающие по двум плоскостям скольжения, меньше массы свежеуложенного бетона. При этом условно можно считать, что силы трення развиваются только на половине высоты опалубки (в зоне еще не схватившегося бетона) (рис. X. 13)
Домкратные стержни выполняют из стали Ст5 диаметром 25…32 мм н устанавливают на расстоянии 1,5…2 м друг от друга. Расстояние между опорными стержнями зависит от грузоподъемности домкратов, жесткости формы, расположения и размеров проемов. При наличии больших проемов стержни группируют по несколько штук в местах пересечений с установкой такого же числа домкратов. Расстояние между стержнями принимают таким, чтобы усилие в опорном стержне было меньше суммарной нагрузки на стержень:
Рабочий настил блока формы — деревянный, его укладывают на облегченные металлические прогоны н закрепляют к стойкам П-образных рам. При необходимости к ним подвешивают также подмости, с которых затирают бетонную поверхность или выполняют другие работы.
Отсутствие разрывов бетона в процессе подъема формы обеспечивается, если силы трения, возникающие по двум плоскостям скольжения, меньше массы свежеуложенного бетона. При этом условно можно считать, что силы трення развиваются только на половине высоты опалубки (в зоне еще не схватившегося бетона) (рис. X. 13)
По конструктивным и технологическим соображениям толщину стенки принимают не менее 0,15 м.
Для подачи на уровень рабочего горизонта арматуры и бетонной смеси применяют наземные подъемники или легкие краны, смонтированные на рабочем настиле формы и поднимающиеся вместе с ней.
При хорошо организованной работе скорость возведения сооружений с простым периметром, бетонируемых в скользящей опалубке, достигает 3 м в сутки, а трудоемкость укладки 1 м3 бетонной смееи составляет 0,9…1 чел.-день.
Оригинальной, но еще не реализованной идеей является так называемая летающая опалубка, предложенная специалистами Днепропетровского инженерно-строительного института. Ее сущность заключается в том, что вокруг рамы, скрепляющей щиты скользящей опалубки, закрепляют эластичные баллоны, наполненные газом легче воздуха. Они выполняют роль подъемного механизма. Подъемная сила баллонов должна быть достаточной, чтобы преодолеть массу опалубки и возникающие силы трения между бетоном и опалубкой. Опалубка закреплена канатами к установленным на земле лебедкам, и ее поднимают путем постепенного стравливания канатов.
Разновидностью скользящей опалубки являются разработанные в нашей стране механизированные агрегаты с горизонтальным скользящим штампом (рис. Х.14), позволяющим сочетать метод бетонирования в скользящей опалубке с методом подъемно-переставной опалубки. Агрегат представляет собой решетчатую металлическую башню с полноповоротной двухконсольной горизонтальной стрелой. На стреле подвешивают и по мере необходимости передвигают вдоль нее секцию формообразующей опалубки (скользящий штамп).
Для подачи на уровень рабочего горизонта арматуры и бетонной смеси применяют наземные подъемники или легкие краны, смонтированные на рабочем настиле формы и поднимающиеся вместе с ней.
При хорошо организованной работе скорость возведения сооружений с простым периметром, бетонируемых в скользящей опалубке, достигает 3 м в сутки, а трудоемкость укладки 1 м3 бетонной смееи составляет 0,9…1 чел.-день.
Оригинальной, но еще не реализованной идеей является так называемая летающая опалубка, предложенная специалистами Днепропетровского инженерно-строительного института. Ее сущность заключается в том, что вокруг рамы, скрепляющей щиты скользящей опалубки, закрепляют эластичные баллоны, наполненные газом легче воздуха. Они выполняют роль подъемного механизма. Подъемная сила баллонов должна быть достаточной, чтобы преодолеть массу опалубки и возникающие силы трения между бетоном и опалубкой. Опалубка закреплена канатами к установленным на земле лебедкам, и ее поднимают путем постепенного стравливания канатов.
Разновидностью скользящей опалубки являются разработанные в нашей стране механизированные агрегаты с горизонтальным скользящим штампом (рис. Х.14), позволяющим сочетать метод бетонирования в скользящей опалубке с методом подъемно-переставной опалубки. Агрегат представляет собой решетчатую металлическую башню с полноповоротной двухконсольной горизонтальной стрелой. На стреле подвешивают и по мере необходимости передвигают вдоль нее секцию формообразующей опалубки (скользящий штамп).
Х.13. Схема сил, действующих на свежеуложенный бетой при подъеме скользящей опалубки
1— домкратиый стержень; 2 — щит опалубки; f — силы трения; Р — масса свежеуложенного бетона; Ь — ширина бетонируемой стенки
1— домкратиый стержень; 2 — щит опалубки; f — силы трения; Р — масса свежеуложенного бетона; Ь — ширина бетонируемой стенки
Х.14. Принципиальная схема бетонирования градирин методом горизонтального скользящего штампа
1 — скользящий штамп; 2 — стрела; 3 — опора
1 — скользящий штамп; 2 — стрела; 3 — опора
X.15. Катучая опалубка для бетонирования проходных каналов
1 — рама наружной опалубки; 2 — складывающаяся металлическая рама внутренней опалубки; 3 — механизм для распалубки и приведения опалубки в транспортное положение;
4 — опорная доска; 5 — каток
Агрегат устанавливают в центре бетонируемого сооружения, а опалубку закрепляют на стреле с заданным зазором между щитами, равным толщине стенки бетонируемой конструкции, и на нужном расстоянии от центра сооружения. Кольцевой ярус сооружения бетонируют с одновременным вращением стрелы и скользящим круговым движением закрепленной на ней секции опалубки (скользящим штампом). Бетонную смесь подают в бадьях с помощью крана, установленного на стреле. После окончания бетонирования очередного яруса сооружения опалубку вместе со стрелой поднимают на отметку очередного яруса и регулируют в радиальном направлении.
Бетонирование яруса и нанесение гидроизоляции осуществляют с подвесных рабочих площадок. Башню агрегата раскрепляют расчалками и наращивают специальным самоподъемным краном, установленным на площадке, закрепленной к поворотной платформе стрелы.
При использовании таких агрегатов для возведения монолитных железобетонных градирен с площадью орошения до 1500 м2 срок их строительства может быть доведен до 3…4 мес. Строительство железобетонных градирен в щитовой опалубке с обстройкой трубчатыми лесами ведется один год.
Катучая опалубка (рис. Х.15) представляет собой опалубочную форму с механическим устройством для распалубки и складывания в транспортное положение. Опалубку устанавливают на щитках или тележках и передвигают по рельсовому пути. Катучую опалубку применяют в основном для бетонирования линейных сооружений с относительно большой протяженностью и постоянным сечением (цилиндрические покрытия, коллекторы, траншейные склады, туннели и т. д.).
Бетонирование яруса и нанесение гидроизоляции осуществляют с подвесных рабочих площадок. Башню агрегата раскрепляют расчалками и наращивают специальным самоподъемным краном, установленным на площадке, закрепленной к поворотной платформе стрелы.
При использовании таких агрегатов для возведения монолитных железобетонных градирен с площадью орошения до 1500 м2 срок их строительства может быть доведен до 3…4 мес. Строительство железобетонных градирен в щитовой опалубке с обстройкой трубчатыми лесами ведется один год.
Катучая опалубка (рис. Х.15) представляет собой опалубочную форму с механическим устройством для распалубки и складывания в транспортное положение. Опалубку устанавливают на щитках или тележках и передвигают по рельсовому пути. Катучую опалубку применяют в основном для бетонирования линейных сооружений с относительно большой протяженностью и постоянным сечением (цилиндрические покрытия, коллекторы, траншейные склады, туннели и т. д.).