К монтажным машинам и подъемно-монтажным устройствам, используемым для монтажа строительных и технологических конструкций, относятся самоходные стреловые и башенные краны и различного рода подъемно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров и т. д. В отдельных случаях для этих же целей применяют вертолеты в специальном исполнении.
Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электрическим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходовое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоко-лесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кранов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. XI.3).
Получают также распространение башенно-стреловые краны, в которых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв длиной 10…40 м — как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объемных сооружений.
Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электрическим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходовое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоко-лесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кранов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. XI.3).
Получают также распространение башенно-стреловые краны, в которых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв длиной 10…40 м — как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объемных сооружений.
К монтажным машинам и подъемно-монтажным устройствам, используемым для монтажа строительных и технологических конструкций, относятся самоходные стреловые и башенные краны и различного рода подъемно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров и т. д. В отдельных случаях для этих же целей применяют вертолеты в специальном исполнении.
Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электрическим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходовое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоко-лесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кранов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. XI.3).
Получают также распространение башенно-стреловые краны, в которых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв длиной 10…40 м — как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объемных сооружений.
Гусеничные краны (рис. XI.4) имеют повышенную проходимость и высокую маневренность. Низкое удельное давление (0,6… 2,4 МПа) и развитый опорный контур позволяют перемещать кран с грузом на крюке по уплотненным грунтовым покрытиям. Гусеничные краны при расстояниях до 10 км и по грунтовым дорогам транспортируются собственным ходом, при больших расстояниях— на трайлерах или железнодорожных рельсовых платформах. Краны грузоподъемностью до 25 т перевозят со снятой стрелой без разборки.
Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электрическим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходовое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоко-лесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кранов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. XI.3).
Получают также распространение башенно-стреловые краны, в которых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв длиной 10…40 м — как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объемных сооружений.
Гусеничные краны (рис. XI.4) имеют повышенную проходимость и высокую маневренность. Низкое удельное давление (0,6… 2,4 МПа) и развитый опорный контур позволяют перемещать кран с грузом на крюке по уплотненным грунтовым покрытиям. Гусеничные краны при расстояниях до 10 км и по грунтовым дорогам транспортируются собственным ходом, при больших расстояниях— на трайлерах или железнодорожных рельсовых платформах. Краны грузоподъемностью до 25 т перевозят со снятой стрелой без разборки.
Пневмоколесные краны имеют ходовое устройство в виде специального шасси. В зависимости от грузоподъемности крана шасси имеет от двух до пяти осей, в том числе две ведущие. Пневмоколесные краны выпускают в различных модификациях с диапазоном грузоподъемности 13…100 т (на наименьшем вылете крюка). Пневмоколесные краны (рис. XI.5) в отличие от гусеничных более мобильны и могут перемещаться без груза со скоростью до 20 км/ч. При подъеме грузов массой более 10 т кран должен работать на выносных опорах, что несколько снижает его маневренность.
Пневмоколесные краны могут передвигаться своим ходом или буксироваться автомобилем (при массе до 35 т) с установленной в транспортное положение стрелой.
Пневмоколесные краны могут передвигаться своим ходом или буксироваться автомобилем (при массе до 35 т) с установленной в транспортное положение стрелой.
Краны на специальном шасси автомобильного типа (рис. XI.6) используют в основном как монтажные машины. Они имеют многоосное шасси с ведущими и управляемыми осями и могут передвигаться своим ходом со скоростью до 60 км/ч, а также перевозиться в собранном виде или с частичной разборкой (снятие кабины .и т. д.) на трайлере или железнодорожных платформах.
XI.3. Стреловое и башенно-стреловое оборудование
а, б — стрелы с жестким оголовком и универсальная; в — башенно-стреловое оборудование; г — телескопическая стрела; д, е — управляемые гуськи; ж — неуправ
ляемый гусек; з — вильчатый оголовник
а, б — стрелы с жестким оголовком и универсальная; в — башенно-стреловое оборудование; г — телескопическая стрела; д, е — управляемые гуськи; ж — неуправ
ляемый гусек; з — вильчатый оголовник
XI.4. Гусеничный кран СКГ-40 и его грузовые характеристики
а — для основной стрелы; б — для вспомогательной стрелы; 1 — гусеничные тележки; 2 — стреловая оттяжка; 21— основная стрела; 4 — крюк основного подъема; 5 — крюк вспомогательного подъема; 6 — гусек; 7 — канаты грузовые и изменения вылета гуська; 8 — стойка; 9 — кабина управления; 10 — противовес
а — для основной стрелы; б — для вспомогательной стрелы; 1 — гусеничные тележки; 2 — стреловая оттяжка; 21— основная стрела; 4 — крюк основного подъема; 5 — крюк вспомогательного подъема; 6 — гусек; 7 — канаты грузовые и изменения вылета гуська; 8 — стойка; 9 — кабина управления; 10 — противовес
XI.5. Пневмоколесный край КС-5363 и его грузовые характеристики для стрел длиной
а—13 м на опорах; б — 15 м без опор; в — 30 м на опорах; г — 30 м без опор; д — 30 м с управляемым гуськом на опорах; е — 30 м с управляемым гуськом без опор; ж — 30 м с
неуправляемым гуськом на опорах; 1 — основная стрела; 2 — неуправляемый гусек
а—13 м на опорах; б — 15 м без опор; в — 30 м на опорах; г — 30 м без опор; д — 30 м с управляемым гуськом на опорах; е — 30 м с управляемым гуськом без опор; ж — 30 м с
неуправляемым гуськом на опорах; 1 — основная стрела; 2 — неуправляемый гусек
XI.6. Сменное оборудование крана на специальном автомобильном шасси КС-5473
1 — основная стрела; 2 — крюк основного подъема; 3 — крюк вспомогательного подъема; 4 — удлинитель; 5 — оттяжка гуська; 6 — стойка; 7 — тяга гуська; 8 — неуправляемый гусек; 9 — подкос
1 — основная стрела; 2 — крюк основного подъема; 3 — крюк вспомогательного подъема; 4 — удлинитель; 5 — оттяжка гуська; 6 — стойка; 7 — тяга гуська; 8 — неуправляемый гусек; 9 — подкос
Х.7. Башенный кран КБ-160.2
1 — стреловая расчалка; 2 — стрела; 3 — датчик усилий ограничителя грузоподъемности; 4 — крюковая обойма; 5 — башия; 6 — грузовая лебедка; 7 — механизм поворота; 8 — поворотная платформа; 9 — тележка; 10 — стреловая лебедка; 11 — стреловой канат; 12 — грузовой канат
1 — стреловая расчалка; 2 — стрела; 3 — датчик усилий ограничителя грузоподъемности; 4 — крюковая обойма; 5 — башия; 6 — грузовая лебедка; 7 — механизм поворота; 8 — поворотная платформа; 9 — тележка; 10 — стреловая лебедка; 11 — стреловой канат; 12 — грузовой канат
Автомобильные краны выпускают на базе серийных автомобильных шасси, они имеют дополнительную раму с выносными опорами, грузоподъемностью 5…10 т. При работе без выносных опор их грузоподъемность уменьшается до 80%.
Автомобильные краны применяют для монтажа легких конструкций в условиях рассредоточенного строительства, на укрупни-тельной сборке конструкций и для погрузочно-разгрузочных работ.
Башенные краны выпускают в ввде передвижных, приставных или самоподъемных кранов.
Башенные передвижные краны представляют собой рельсовый свободнострящий поворотный кран с закрепленной в верхней части башни стрелой. Они имеют многомоторный электрический привод с питанием через кабель и токоприемник.
Основными технологическими преимуществами башенных кранов на рельсовом ходу являются их устойчивость в работе и большой вылет крюка, позволяющий монтировать здания при односторонней установке.
У большинства башенных кранов механизмы и противовес расположены на поворотной платформе, что повышает их устойчивость. Краны перевозят в собранном виде на буксире, монтируют и демонтируют их методом самомонтажа и самодемонтажа всего за несколько часов. Башенные краны имеют самоподъемную стрелу, которая поднимает и перемещает груз по горизонтали, или горизонтальную стрелу с грузовой кареткой.
Для массового строительства отечественная промышленность выпускает башенные краны грузоподъемностью 3… 10 т на основе универсального параметрического ряда (рис. XI.7 и XI.8) и модификации основных моделей кранов.
Приставные башенные краны могут быть в передвижном и стационарном исполнении. Их применяют для монтажа каркасных высотных, компактных в плане гражданских зданий.
В передвижном исполнении эти краны работают как свободно-стоящие до определенной высоты (30…50 м). При большей высоте приставные краны крепят к возводимому зданию с помощю специальных связей по одной на девять секций крана.
На рис. XI.9 показан стационарный приставной кран КБ-573, устанавливаемый на бетонном фундаменте. Его грузоподъемность 10 т на вылете крюка 20 м, 4 т на вылете крюка 40 м при высоте подъема 150 м. Кран имеет 27 секций. Наращивают кран с помощью монтажной стойки, которая приподнимает на высоту секции верхнее плечо башни, а в образовавшийся промежуток специальной лебедкой поднимают и заводят очередную секцию башни.
Самоподъемные башенные краны применяют для монтажа высотных каркасных зданий. Кран с помощью обоймы и специальных выдвижных упорных креплений перемещается, опираясь на каркас возводимого здания, по вертикали с одного монтажного горизонта на другой. В зарубежном строительстве широко эксплуатируют краны с телескопической башней, устанавливаемой на монтируемом здании.
Для монтажа промышленных и энергетических объектов с тяжелыми сборными конструкциями применяют тяжелые башенные краны на рельсовом ходу грузоподъемностью 10…75 т, имеющие высоту подъема до 100 м и вылет крюка до 50 м. При работе башенных кранов на рельсовом ходу необходимо тщательно следить за их устойчивостью, не допускать перегрузок.
Автомобильные краны применяют для монтажа легких конструкций в условиях рассредоточенного строительства, на укрупни-тельной сборке конструкций и для погрузочно-разгрузочных работ.
Башенные краны выпускают в ввде передвижных, приставных или самоподъемных кранов.
Башенные передвижные краны представляют собой рельсовый свободнострящий поворотный кран с закрепленной в верхней части башни стрелой. Они имеют многомоторный электрический привод с питанием через кабель и токоприемник.
Основными технологическими преимуществами башенных кранов на рельсовом ходу являются их устойчивость в работе и большой вылет крюка, позволяющий монтировать здания при односторонней установке.
У большинства башенных кранов механизмы и противовес расположены на поворотной платформе, что повышает их устойчивость. Краны перевозят в собранном виде на буксире, монтируют и демонтируют их методом самомонтажа и самодемонтажа всего за несколько часов. Башенные краны имеют самоподъемную стрелу, которая поднимает и перемещает груз по горизонтали, или горизонтальную стрелу с грузовой кареткой.
Для массового строительства отечественная промышленность выпускает башенные краны грузоподъемностью 3… 10 т на основе универсального параметрического ряда (рис. XI.7 и XI.8) и модификации основных моделей кранов.
Приставные башенные краны могут быть в передвижном и стационарном исполнении. Их применяют для монтажа каркасных высотных, компактных в плане гражданских зданий.
В передвижном исполнении эти краны работают как свободно-стоящие до определенной высоты (30…50 м). При большей высоте приставные краны крепят к возводимому зданию с помощю специальных связей по одной на девять секций крана.
На рис. XI.9 показан стационарный приставной кран КБ-573, устанавливаемый на бетонном фундаменте. Его грузоподъемность 10 т на вылете крюка 20 м, 4 т на вылете крюка 40 м при высоте подъема 150 м. Кран имеет 27 секций. Наращивают кран с помощью монтажной стойки, которая приподнимает на высоту секции верхнее плечо башни, а в образовавшийся промежуток специальной лебедкой поднимают и заводят очередную секцию башни.
Самоподъемные башенные краны применяют для монтажа высотных каркасных зданий. Кран с помощью обоймы и специальных выдвижных упорных креплений перемещается, опираясь на каркас возводимого здания, по вертикали с одного монтажного горизонта на другой. В зарубежном строительстве широко эксплуатируют краны с телескопической башней, устанавливаемой на монтируемом здании.
Для монтажа промышленных и энергетических объектов с тяжелыми сборными конструкциями применяют тяжелые башенные краны на рельсовом ходу грузоподъемностью 10…75 т, имеющие высоту подъема до 100 м и вылет крюка до 50 м. При работе башенных кранов на рельсовом ходу необходимо тщательно следить за их устойчивостью, не допускать перегрузок.
XI.8. Башенный кран КБ-160.2 в транспортной положении 1 — подкатная ось; 2 — конструкция крана; 3 — автомобиль-буксировщик
XI.9 Приставной башенный кран
1 — монтажное устройство; 2 —лебедки; 3 — кабина; 4— трузовая тележка; 5—- поворотная платформа; 6 — крепление к конструкции здания; 7 — конструкция здания; 8 — бетонный фундамент
1 — монтажное устройство; 2 —лебедки; 3 — кабина; 4— трузовая тележка; 5—- поворотная платформа; 6 — крепление к конструкции здания; 7 — конструкция здания; 8 — бетонный фундамент
Козловые краны в основном обслуживают укруп-нительную сборку конструкций складских площадок, линий конвейерной сборки блоков покрытий промышленных зданий. Необходимость вписывания возводимого сооружения в габариты крана ограничивает область их применения монтажом четырех-пятиэтаж-ных зданий из объемных элементов и некоторых других сооружений.
В строительстве используют также жесткие стреловые краны (жестконогие краны), установленные на конструкциях возводимого здания, вантовые краны грузоподъемностью 5…200т, мачты, шев-пы порталы и различного рода монтажные стрелы.
Для подъема цельнособранных оболочек, блоков структурных покрытий, карт перекрытий зданий, возводимых методом подъема перекрытий, применяют различные конструкции гидравлических и электромеханических подъемников.
Вертолеты, выполняют монтажные и демонтажые работы в основном при строительстве высотных сооружений, недоступных для наземных монтажных кранов, а также транспортно-монтажные работы в условиях бездорожья.
При работе вертолетов на монтаже следует учитывать, что ограниченное время зависания вертолета над объектом (1…3 мин) затрудняет точную установку конструкций, а внешняя подвеска грузов делает его недостаточно устойчивым. Кроме того, создаваемые вертолетами ветровые потоки осложняют монтаж.
Для повышения эффективности использования вертолетов в качестве монтажных машин необходимо:
устраивать в непосредственной близости от монтируемого объекта (200…300 м) монтажно-вертолетные площадки (МВП), где складируют и укрупняют предназначенные к монтажу конструкции, осуществляют техническое обслуживание и заправку вертолетов. Это позволяет обеспечить максимальную загрузку вертолета;
оборудовать двустороннюю радиосвязь между монтажниками и вертолетом, устраивать конусообразные ловители, смазываемые техническим вазелином, облегчающие точную посадку груза, на-. ходящегося на гибком подвесе, и др.
Ведутся работы по созданию более эффективных воздушных кранов. В частности,, разрабатываются беспилотные привязанные вертолеты. Чтобы снизить их вес.и увеличить время полета, горючее будут подавать в вертолет с земли по рукаву, а управление будет дистанционным. Намечается та\’кже использовать для тран-спортно-монтажных работ дирижабли, имеющие значительную грузоподъемность, большие радиусы действия и длительное время полета.
Применение вертолетов на монтажных или транспортно-мон-тажных работах в каждом отдельном случае следует обосновывать технико-экономическими расчетами.
В строительстве используют также жесткие стреловые краны (жестконогие краны), установленные на конструкциях возводимого здания, вантовые краны грузоподъемностью 5…200т, мачты, шев-пы порталы и различного рода монтажные стрелы.
Для подъема цельнособранных оболочек, блоков структурных покрытий, карт перекрытий зданий, возводимых методом подъема перекрытий, применяют различные конструкции гидравлических и электромеханических подъемников.
Вертолеты, выполняют монтажные и демонтажые работы в основном при строительстве высотных сооружений, недоступных для наземных монтажных кранов, а также транспортно-монтажные работы в условиях бездорожья.
При работе вертолетов на монтаже следует учитывать, что ограниченное время зависания вертолета над объектом (1…3 мин) затрудняет точную установку конструкций, а внешняя подвеска грузов делает его недостаточно устойчивым. Кроме того, создаваемые вертолетами ветровые потоки осложняют монтаж.
Для повышения эффективности использования вертолетов в качестве монтажных машин необходимо:
устраивать в непосредственной близости от монтируемого объекта (200…300 м) монтажно-вертолетные площадки (МВП), где складируют и укрупняют предназначенные к монтажу конструкции, осуществляют техническое обслуживание и заправку вертолетов. Это позволяет обеспечить максимальную загрузку вертолета;
оборудовать двустороннюю радиосвязь между монтажниками и вертолетом, устраивать конусообразные ловители, смазываемые техническим вазелином, облегчающие точную посадку груза, на-. ходящегося на гибком подвесе, и др.
Ведутся работы по созданию более эффективных воздушных кранов. В частности,, разрабатываются беспилотные привязанные вертолеты. Чтобы снизить их вес.и увеличить время полета, горючее будут подавать в вертолет с земли по рукаву, а управление будет дистанционным. Намечается та\’кже использовать для тран-спортно-монтажных работ дирижабли, имеющие значительную грузоподъемность, большие радиусы действия и длительное время полета.
Применение вертолетов на монтажных или транспортно-мон-тажных работах в каждом отдельном случае следует обосновывать технико-экономическими расчетами.