Основные сведения о технологических возможностях монтаж­ных машин

К монтажным машинам и подъемно-монтажным устройствам, используемым для монтажа строительных и техноло­гических конструкций, относятся самоходные стреловые и башенные краны и различного рода подъемно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров и т. д. В отдельных случаях для этих же целей применяют вертолеты в специальном исполнении.
Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электри­ческим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходо­вое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоко-лесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кра­нов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. XI.3).
Получают также распространение башенно-стреловые краны, в ко­торых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв дли­ной 10…40 м — как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объемных соору­жений.

К монтажным машинам и подъемно-монтажным устройствам, используемым для монтажа строительных и техноло­гических конструкций, относятся самоходные стреловые и башенные краны и различного рода подъемно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров и т. д. В отдельных случаях для этих же целей применяют вертолеты в специальном исполнении.
Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электри­ческим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходо­вое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоко-лесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кра­нов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. XI.3).
Получают также распространение башенно-стреловые краны, в ко­торых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв дли­ной 10…40 м — как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объемных соору­жений.
Гусеничные краны (рис. XI.4) имеют повышенную проходи­мость и высокую маневренность. Низкое удельное давление (0,6… 2,4 МПа) и развитый опорный контур позволяют перемещать кран с грузом на крюке по уплотненным грунтовым покрытиям. Гусенич­ные краны при расстояниях до 10 км и по грунтовым дорогам транспортируются собственным ходом, при больших рас­стояниях— на трайлерах или железнодорожных рельсовых плат­формах. Краны грузоподъемностью до 25 т перевозят со снятой стрелой без разборки.
Пневмоколесные краны имеют ходовое устройство в виде спе­циального шасси. В зависимости от грузоподъемности крана шас­си имеет от двух до пяти осей, в том числе две ведущие. Пневмо­колесные краны выпускают в различных модификациях с диапазо­ном грузоподъемности 13…100 т (на наименьшем вылете крюка). Пневмоколесные краны (рис. XI.5) в отличие от гусеничных бо­лее мобильны и могут перемещаться без груза со скоростью до 20 км/ч. При подъеме грузов массой более 10 т кран должен ра­ботать на выносных опорах, что несколько снижает его маневрен­ность.
Пневмоколесные краны могут передвигаться своим ходом или буксироваться автомобилем (при массе до 35 т) с установленной в транспортное положение стрелой.
Краны на специальном шасси автомобильного типа (рис. XI.6) используют в основном как монтажные машины. Они имеют многоосное шасси с ведущими и управляемыми осями и мо­гут передвигаться своим ходом со скоростью до 60 км/ч, а также перевозиться в собранном виде или с частичной разборкой (снятие кабины .и т. д.) на трайлере или железнодорожных платформах.

Стреловое и башенно-стреловое обо­рудование

 
XI.3. Стреловое и башенно-стреловое обо­рудование
а, б — стрелы с жестким оголовком и универсальная;  в — башенно-стреловое обо­рудование;   г —  телескопическая  стрела; д, е — управляемые гуськи; ж — неуправ­
ляемый   гусек;   з — вильчатый   оголовник

Гусеничный кран СКГ-40 и его гру­зовые характеристики

 
XI.4. Гусеничный кран СКГ-40 и его гру­зовые характеристики
а — для основной стрелы; б — для вспо­могательной стрелы; 1 — гусеничные тележки; 2 — стреловая оттяжка; 21— ос­новная стрела; 4 — крюк основного подъ­ема; 5 — крюк вспомогательного подъ­ема; 6 — гусек; 7 — канаты грузовые и изменения вылета гуська; 8 — стойка; 9 — кабина управления; 10 — противовес

Пневмоколесный край КС-5363 и его грузовые характеристики

 
XI.5. Пневмоколесный край КС-5363 и его грузовые характеристики для стрел длиной
а—13 м на опорах; б — 15 м без опор; в — 30 м на опорах; г — 30 м без опор; д — 30 м с управляемым гуськом на опорах; е — 30 м с управляемым гуськом без опор; ж — 30 м с
неуправляемым гуськом на опорах; 1 — основная стрела; 2 — неуправляемый гусек

Сменное оборудование крана на специальном авто­мобильном шасси КС-5473

 
XI.6. Сменное оборудование крана на специальном авто­мобильном шасси КС-5473
1 — основная стрела; 2 — крюк основного подъема; 3 — крюк вспомогательного подъема; 4 — удлинитель; 5 — оттяжка гуська; 6 — стойка; 7 — тяга гуська; 8 — неуправляемый гусек; 9 — подкос

Башенный кран КБ-160.2

 
Х.7. Башенный кран КБ-160.2
1 — стреловая расчалка; 2 — стрела; 3 — датчик усилий ограничителя грузоподъем­ности; 4 — крюковая обойма; 5 — башия; 6 — грузовая ле­бедка; 7 — механизм пово­рота; 8 — поворотная плат­форма; 9 — тележка; 10 — стреловая лебедка; 11 — стреловой канат; 12 — грузо­вой канат
 
Автомобильные краны выпускают на базе серийных автомо­бильных шасси, они имеют дополнительную раму с выносными опо­рами, грузоподъемностью 5…10 т. При работе без выносных опор их грузоподъемность уменьшается до 80%.
Автомобильные краны применяют для монтажа легких кон­струкций в условиях рассредоточенного строительства, на укрупни-тельной сборке конструкций и для погрузочно-разгрузочных работ.
Башенные краны выпускают в ввде передвижных, приставных или самоподъемных кранов.
Башенные передвижные краны представляют собой рельсовый свободнострящий поворотный кран с закрепленной в верхней части башни стрелой. Они имеют многомоторный электрический привод с питанием через кабель и токоприемник.
Основными технологическими преимуществами башенных кра­нов на рельсовом ходу являются их устойчивость в работе и боль­шой вылет крюка, позволяющий монтировать здания при одно­сторонней установке.
У большинства башенных кранов механизмы и противовес рас­положены на поворотной платформе, что повышает их устой­чивость. Краны перевозят в собранном виде на буксире, монтиру­ют и демонтируют их методом самомонтажа и самодемонтажа все­го за несколько часов. Башенные краны имеют самоподъемную стрелу, которая поднимает и перемещает груз по горизонтали, или горизонтальную стрелу с грузовой кареткой.
Для массового строительства отечественная промышленность выпускает башенные краны грузоподъемностью 3… 10 т на основе универсального параметрического ряда (рис. XI.7 и XI.8) и модифи­кации основных моделей кранов.
Приставные башенные краны могут быть в передвижном и стационарном исполнении. Их применяют для монтажа каркасных высотных, компактных в плане гражданских зданий.
В передвижном исполнении эти краны работают как свободно-стоящие до определенной высоты (30…50 м). При большей высоте приставные краны крепят к возводимому зданию с помощю специ­альных связей по одной на девять секций крана.
На рис. XI.9 показан стационарный приставной кран КБ-573, устанавливаемый на бетонном фундаменте. Его грузоподъемность 10 т на вылете крюка 20 м, 4 т на вылете крюка 40 м при высоте подъема 150 м. Кран имеет 27 секций. Наращивают кран с помо­щью монтажной стойки, которая приподнимает на высоту секции верхнее плечо башни, а в образовавшийся промежуток специаль­ной лебедкой поднимают и заводят очередную секцию башни.
Самоподъемные башенные краны применяют для монтажа вы­сотных каркасных зданий. Кран с помощью обоймы и специальных выдвижных упорных креплений перемещается, опи­раясь на каркас возводимо­го здания, по вертикали с одного монтажного горизон­та на другой. В зарубежном строительстве широко экс­плуатируют краны с теле­скопической башней, уста­навливаемой на монтируе­мом здании.
Для монтажа промыш­ленных и энергетических объектов с тяжелыми сбор­ными конструкциями при­меняют тяжелые башенные краны на рельсовом ходу грузоподъемностью 10…75 т, имеющие высоту подъема до 100 м и вылет крюка до 50 м. При работе башенных кранов на рельсовом ходу необходимо тщательно сле­дить за их устойчивостью, не допускать перегрузок.

Башенный кран КБ-160.2 в транспортной положении

 
XI.8. Башенный кран КБ-160.2 в транспортной положении 1 — подкатная ось; 2 — конструкция крана; 3 — автомобиль-буксировщик

Приставной башенный кран

 
XI.9 Приставной башенный кран
1 — монтажное устройство; 2 —лебедки; 3 — ка­бина; 4— трузовая тележка; 5—- поворотная платформа; 6 — крепление к конструкции здания; 7 — конструкция здания; 8 — бетонный фундамент
Козловые краны в ос­новном обслуживают укруп-нительную сборку конструк­ций складских площадок, линий конвейерной сборки блоков покрытий промыш­ленных зданий. Необходи­мость вписывания возводимого сооружения в габариты крана ог­раничивает область их применения монтажом четырех-пятиэтаж-ных зданий из объемных элементов и некоторых других соору­жений.
В строительстве используют также жесткие стреловые краны (жестконогие краны), установленные на конструкциях возводимого здания, вантовые краны грузоподъемностью 5…200т, мачты, шев-пы порталы и различного рода монтажные стрелы.
Для подъема цельнособранных оболочек, блоков структурных покрытий, карт перекрытий зданий, возводимых методом подъема перекрытий, применяют различные конструкции гидравлических и электромеханических подъемников.
Вертолеты, выполняют монтажные и демонтажые работы в основном при строительстве высотных сооружений, недоступных для наземных монтажных кранов, а также транспортно-монтажные работы в условиях бездорожья.
При работе вертолетов на монтаже следует учитывать, что огра­ниченное время зависания вертолета над объектом (1…3 мин) за­трудняет точную установку конструкций, а внешняя подвеска гру­зов делает его недостаточно устойчивым. Кроме того, создаваемые вертолетами ветровые потоки осложняют монтаж.
Для повышения эффективности использования вертолетов в ка­честве монтажных машин необходимо:
устраивать в непосредственной близости от монтируемого объек­та (200…300 м) монтажно-вертолетные площадки (МВП), где скла­дируют и укрупняют предназначенные к монтажу конструкции, осуществляют техническое обслуживание и заправку вертолетов. Это позволяет обеспечить максимальную загрузку вертолета;
оборудовать двустороннюю радиосвязь между монтажниками и вертолетом, устраивать конусообразные ловители, смазываемые техническим вазелином, облегчающие точную посадку груза, на-. ходящегося на гибком подвесе, и др.
Ведутся работы по созданию более эффективных воздушных кранов. В частности,, разрабатываются беспилотные привязанные вертолеты. Чтобы снизить их вес.и увеличить время полета, горю­чее будут подавать в вертолет с земли по рукаву, а управление будет дистанционным. Намечается та\’кже использовать для тран-спортно-монтажных работ дирижабли, имеющие значительную грузоподъемность, большие радиусы действия и длительное время полета.
Применение вертолетов на монтажных или транспортно-мон-тажных работах в каждом отдельном случае следует обосновывать технико-экономическими расчетами.